Печать
Категория: Отзывы и рецензии

Дорогие друзья,
мы продолжаем получать Ваши отзывы, на недавно вышедший из печати 27-й том альманаха "Тобольск и вся Сибирь", посвящённый 300-летию основания Омска.

КРЫЛАТЫЙ ГЕНИЙ

(Альманах «Тобольск и вся Сибирь» – т.27 – «ОМСК – 300 лет» – 2016 г)

Недавно вышел из печати двадцать седьмой том альманаха «Тобольск и вся Сибирь», посвящённый 300-летию основания Омска – летопись города в лицах, фотографических, исторических, поэтических образах прошлого и настоящего. Это издание, рождающее не только удивление своим соответствием статусу летописи – прекрасно оформленной книги, объёмом почти в тысячу страниц, но и магической композицией исторических материалов. Почему магической? Потому что при чтении всё время возникает сопряжение с днём сегодняшним.

Взять хотя бы одну из первых страниц этого тома, где расположена цитата из летописи Сибирской Ивана Черепанова о приказе полковника Бухольца князю Гагарину. Как следует из текста, «Сие крепостное строение ещё до зимы приведено в полное состояние, и назвали её по ея положению Омской крепостью». В статье Павла Брычкова об истории основания Омской крепости рассказано и о людях, которые строили города-крепости в Сибири, обживали и защищали огромную её территорию. Всего 680 тысяч человек населяли Сибирь, из них лишь 80 тысяч – казачье войско. Вот этими малыми силами и сохранялось необъятное пространство от Казани до Тихого океана. Можно себе представить, что это были за люди. Кочевые монгольские племена называли русских за их оперативность и стойкость – «лоча», что означает «чёрт».

Что из себя представляла Омская крепость в те времена, хорошо видно на макете – сторожевые укрепления по периметру, внутри которого тесно расположены деревянные дома и хозяйственные постройки. В центре – часовня. Сторожевой редут на бескрайних Сибирских просторах, где постоянно промышляют летучие отряды джунгарских калмыков во главе с Черен-Дондуком, действовавшие обманными посулами, хитростью, коварством. Карта С.У. Ремезова наглядно подтверждает эту картину – малая крепость в центре необъятной кочевой степи. Война велась не на жизнь, а на смерть – не только за территории, но и за «песошное еркетское золото».

Читаешь всё это и невольно проводишь параллель со временем нынешним. Представим себе, сколько времени понадобилось бы сейчас, чтобы верховный приказ материализовался в построенную и приведённую «в полное состояние» крепость. Исходя из темпов работы и аппетитов сегодняшних чиновников, потребовалось бы время не «до зимы», а примерно, по пословице – когда рак на горе свистнет. А ведь и тогда князь Гагарин – первый правитель Сибирской губернии, несмотря на расторопность, в конце концов, был признан лихоимцем, разорителем народа и казны, и повешен. Сейчас же за подобные деяния только пожурят да и отпустят с миром. 

Однако Омская крепость не канула в веках и не только жива, но и предстаёт пред читателем крупнейшим и красивейшим современным промышленным, научным и культурным центром Сибири. Особенно хорошо виден исторический путь от деревянной крепости до современного города на контрастных фотографиях Омска 19 – 21 веков.

Статья губернатора Омской области Виктора Назарова – открывает номер. Что удивило в этой публикации? В первую очередь то, что глава области говорит не только о людях технического труда, но и об историках, краеведах, поэтах и писателях, художниках и музыкантах, то есть о том «Зеркале», которое отражает, кристаллизует, проявляет историческое и современное лицо города. Не каждый губернатор думает о таких вещах – всё больше о сиюминутных парадных рапортах на телевидении. Вот эта публикация и задаёт тон всей книге. Поэтому скульптура «Крылатый гений» на фронтоне Омского драматического театра воспринимается как один из главных символов, как Ангел-Хранитель старинного и нового Омска.

История Омской крепости продолжена в публикациях историков-краеведов Ольги Безродной, Александра Лисунова, Владимира Селюка. Авторы рассказывают о строительстве второй Омской крепости, её первых форштадтах и её устроителях во главе с генералом Иоганном (Иваном Ивановичем) Шпрингером, который, фактически, считается основателем Омска. 

После прочтения истории Омской крепости, воскрешённой из глубины веков краеведами, возникают на страницах альманаха рассказы Ивана Петрова «Город мой» – о более близких временах – истории конца 19 – 20 веков, рассказы об улицах Омска и их истории, ретроспектива «Во главе города» Алексея Сорокина – о главах городского самоуправления в конце 19 – начале 20 столетий. Всматриваешься в лица тех, кто сохранял и умножал славу города (в основном, это представители купеческого сословия или из семей, весьма просвещённых, чьи предки и потомки учились в университетах и академиях), и кажется, что это люди, прозревшие мудрость мира. Люди, уверенные в себе и хорошо знающие, что есть добро, а что – зло. И снова возникает мысль о дне нынешнем, и сравнение получается далеко не в пользу века двадцать первого.

Омск промышленный предстаёт перед нами научно-производственным комплексом предприятий советских лет – Машиностроительным объединением им. П.И. Баранова, ООО НПО «Мир», производственным объединением «Полёт» – всё это предприятия, ковавшие оборонный щит Родины. Таковыми они, по сути, остались и сейчас. И люди, работавшие в бессонных цехах и лабораториях, такие же, как те, что «держали» в своё время границы Российской империи. В их лицах (на фотографиях советских лет) читается и вера в лучшее будущее, и уверенность в правоте своего дела! Куда же сейчас исчезла вот эта порода людей, готовых жизнь положить за правое дело трудящихся? Может быть, люди и остались, да нет того дела, за которое не так давно (по историческим меркам) душа болела. Коммерческий дух способен разрушить не только механические производства, но и живую душу человека.

Сейчас вот такой же внутренний свет веры в могущество жизни, пожалуй, можно увидеть лишь в лицах детей, юношества, пока ещё не прошедших через горнило коммерции. Да ещё поэты Сибирской губернии хранят этот внутренний свет – живую душу народа. Поэтому раздел «Сибирский изборник» воспринимается в альманахе как центр книги – источник притяжения судеб людей, связанных с историей Омска и охраняемых тем самым Ангелом-Хранителем – Крылатым гением.

Стихи легендарных поэтов – Евгения Забелина, Алексея Ачаира, Александра Вощакина, Георгия Вяткина, Леонида Мартынова, Сергея Маркова, Павла Васильева вступают в перекличку с голосами поэтов более поздних времён: Яна Озолина, Петра Драверта, Виктора Васильева, Тимофея Белозёрова, Роберта Рождественского, Михаила Сильвановича, Владимира Макарова, Татьяны Четвериковой, Юрия Перминова.

Какие имена, какие ослепительные строки, за каждую из которых заплачено дорогой ценой, иногда – самой жизнью. Абсолютно не поддаётся пониманию, как можно было убить Павла Васильева, который в свои двадцать семь лет остался божественно чист душой? Как можно было совершить убийство гения с душой ребёнка? Что за существа смогли поднять руку на того, кто был подарком от бога всему человеческому сообществу? История людей на планете Земля – величественна и страшна одновременно. Когда же человек освободится от животных пут и перестанет считать убийство себе подобных решением всех проблем?

Много места в альманахе уделено истории Белого движения и тем, кто его возглавлял. Омск был столицей Белого движения, тесно связанного с именем адмирала Александра Васильевича Колчака. В материалах, посвящённых тому времени, читатель найдёт и малоизвестные сведения из биографии адмирала, и историю правительственного переворота 18 ноября 1918 года, после которого адмирал Колчак был провозглашён Верховным правителем России. В этом разделе читатели получают возможность увидеть редкие фотографии тех лет, которые основательно дополняют образ легендарного адмирала Александра Васильевича Колчака.

В большом разделе «Святая Русь» представлена история Омской Митрополии, рассказы о судьбах священномучеников (святых), много исторических фотографий, наглядно показывающих путь земного человека до его небесного предела. Сопоставление реальной портретной фотографии и иконы, на которой изображён один и тот же человек – даёт ни с чем не сравнимое знание об этом человеке! Можно часами вглядываться в эти два лика, находя внешнее и внутреннее сходство и различия черт, но загадка сия не имеет ответа, потому что становится понятно – жизненный путь даётся человеку от бога.

Поразительна история канонизированного православной церковью Димитрия Волкова (родом из Орехово-Зуево), который в реальной жизни боролся с советской властью за открытие церквей, за что был арестован, этапирован в Омск. После бесчисленных допросов в НКВД, скончался в Омской тюрьме. Вглядываясь в лицо реального Димитрия Волкова на фотографии тех лет, видишь измученного, истощённого, но внутренне не сломленного человека. Икона передаёт лишь условное внешнее сходство с прототипом, но очень глубоко и точно отражает его внутреннее состояние, образ его души, даже на смертной черте стоящей за веру православную.

Интересны, познавательны и тщательно детализированы публикации, посвящённые особенностям иконописи в Омских храмах, статьи об экономической и хозяйственной деятельности Омской Епархии 19-20 веков.

Имя Фёдора Михайловича Достоевского тесно и навсегда связано с Омском. Давно стал легендой рассказ о ссыльном писателе и томике Евангелия, которое друзья передали ему в ссылке. Евангелие, которое изменило его самого и, фактически, сделало тем самым классиком русской литературы, которого знает весь мир. В двадцать седьмом номере альманаха опубликованы не только исследования о жизни Достоевского во времена сибирской ссылки, но и большой отрывок из романа «Записки из Мёртвого дома». 

Широко представлены в альманахе и современные омские писатели. Опубликованы рассказы Антона Сорокина, значительный отрывок из романа Павла Брычкова «Полуденный зной». В номер вошла публикация отрывка из повести Юрия Остапенко «55северной широты, 75восточной долготы». Как вы понимаете, это географические координаты города Омска – биографическое повествование о прошлом и настоящем, о красоте и трагичности быстротечного времени. Повесть же Юрия Остапенко называется «Вверх по берегу реки, текущей вниз» – точный образ времени, в котором будущее и настоящее движутся навстречу друг другу, будущее становится настоящим и прошлым, а настоящее плавно перетекает в будущее. 

Современная проза и журналистика продолжают традиции предшественников. В номере можно прочесть интереснейшие материалы, касающиеся Омска и Сибири, легендарного Григория Потанина.

Не остались в стороне и народное искусство и культура. Жизнь Омского братства художников и меценатов степного края показана в статье Ирины Девятьяровой. Думаю, каждому стоит прочесть красочно иллюстрированные рассказы об удивительной реалистической школе омских художников. Привлекает внимание полотно художника Ю.Ю Клевер «Утро в лесу», которое волшебным образом создаёт эффект погружения зрителя в пространство картины. Хороши художественные изделия из стекла мастеров императорского стекольного завода и «Бегущий олень» Кристофа Фратена. Судьбы многих владельцев коллекций и меценатов трагически преломились в советскую эпоху. Так М.Э. Шестакова, жена потомственного дворянина Б.В. Шестакова, участвовавшая в деятельности Омского филармонического общества, была арестована за помощь членам белогвардейской организации. Её художественная коллекция из 21 картины была изъята, а сама она расстреляна в мае 1921 года.

История Омской фотографии и книжных древностей (одна из них «Четьи-Минеи» –М.,1693 г из ОГОНБ им. А.С. Пушкина) рассказаны Ольгой Дьяковой и Ларисой Пономарёвой. Омский краеведческий музей представлен в статье Петра Вибе. Легендарный Омский народный хор и судьба его руководителя описаны в статье Натальи Степановой (Пантюковой). Омский музей изобразительного искусства им. М.А. Врубеля зримо предстаёт в материалах Фариды Буреевой. О сибирских зодчих на страницах альманаха рассказала Алла Гуменюк. Во всех этих публикациях, где дышит дух времени, воссоздана живая история Омска, Сибири и России.

Можно ещё долго делиться своими впечатлениями об этом грандиозном издании, посвящённом истории сибирского града Омска, который перешагнул грань трёх веков. Двадцать седьмой том альманаха «Тобольск и вся Сибирь» энциклопедически неисчерпаем!

Но хочется остановиться еще на одной публикации. Речь идёт об отрывке из книги Джона Фостера Фразера «РеальнаяСибирь» – «THE REAL SIBERIA TOGETHER WITH AN ACCOUNT OF DASH THOUGH MANCHURIA» – London – 1904».Маленькая деталь – вот как пишет автор о полицейском с трещоткой: «Сибиряков, так же как и китайцев, бесполезно убеждать в глупости подобной затеи». Известен обычай русских (и китайцев) вменять в обязанность полицейского постоянно греметь трещоткой, звук которой, конечно же, предупреждает преступника о том, что полиция рядом, и, соответственно, даёт ему возможность скрыться. Англичанин Фостер не видит в этом никакого смысла, ведь в Англии полицейский обязан ходить в обуви с прорезиненной подошвой, чтобы преступник не слышал его приближения и был пойман на месте преступления. Вот, пожалуй, в этой маленькой детали и заключается глобальное различие восточного и западного ума. В Англии преступник должен быть изолирован от порядочных граждан, а в России преступник – почти родственный полиции элемент. Особенно это стало явным в советскую эпоху, когда уголовники были отнесены к социально-близкой, чуть ли не пролетарской части населения. Врагами же были объявлены мыслящие люди, то есть идейно-чуждые. Подобное отношение к преступным элементам сохранилось и до сих пор – примеров тому масса! Англичанин Фостер, кажется, дал один из самых точных ориентиров загадочной русской души. Что ж, по-моему, есть о чём задуматься!

Заканчивается двадцать седьмой том альманаха удивительными фотографиями Омска (фотоработы О. Деркунского), где город предстаёт сказкой нынешнего времени, в которой пожилая пара под сенью деревьев в парке задумалась о прошлом, а юная внучка учится у бабушки владению древним инструментом – прялкой, чтобы ничто из прошлого не было потеряно в будущем и настоящем.

В заключение хочется поблагодарить создателей и издателей этого прекрасного тома «Омск – 300 лет», который является ещё одной вехой многолетней терпеливой просветительской работы Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», направленной на сбережение истинной истории Сибири и России.

 

Людмила Козлова

г. Бийск, Алтай