Печать
Категория: Статьи

Предлагаем Вашему вниманию текст Аркадия Григорьевича Елфимова для первой международной книжной выставки - ярмарки в Новосибирске.
"Книга: Сибирь - Евразия".

 

Аще будем живы»

 

Освоение ценностей происходит в ходе события, получения личного опыта, а не просто в результате знакомства с правильной информацией. Нужно организовать такое событие, каким, например, следует считать нынешнюю конференцию.

Тем не менее, издательскую деятельность фонда «Возрождение Тобольска» едва ли следует рассматривать в общем контексте заявленной темы конференции. В моих словах нет никакого пренебрежения к её организаторам, наоборот, любой разговор о современном книгопечатании считаю важнейшим, куда более важным, чем все эти экономические симпозиумы, затраты на которые, чаще всего, превышают собственно последующий экономический эффект от внедрения идей, там прозвучавших. Прошу заметить, что я выражаюсь довольно деликатно.

Много приходится слышать в последнее время о том, что книгопечатание находится в кризисе, поскольку и книги-то уже почти никому не нужны, на смену им пришли, прошу прощения, гаджеты. Здесь, в аудитории, немало людей, которых ещё и в «проекте» не было, когда впервые прозвучал этот пессимистический прогноз: в 1962 году канадский социолог Маршалл Герберт Маклюэн выпустил в свет книгу «Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего», где говорилось о грядущем конце печатного слова, которое не выдержит конкуренции с новейшими технологиями массовой коммуникации.

«Так или иначе, а песня книги спета…» – эти слова сказаны отнюдь не в наше время, когда Интернет, похоже, поголовно захватил умы юного поколения. Как отмечают исследователи, «гробовщики книги» были всегда. Искусные и удобные передатчики слова и мысли, уже вытесняют книгу, и скоро ее культурно-историческая миссия отойдет в прошлое. Какой узкий взгляд, какая куцая мысль! – пишет известный писатель Стефан Цвейг. – …Ни одному источнику энергии не удалось еще создать такого света, который исходит порой от маленького томика, и никогда электрический ток не будет обладать такой силой, которой обладает электричество, заложенное в печатном слове».

Прошло 54 года со дня выхода книги Маклюэна, а книгоиздание – живёт. Или, как говорят родственникам хирурги, после проведения сложных операций: «Состояние тяжёлое, но жить будет».

Кстати, среди моих знакомых немало писателей, учёных, краеведов, искусствоведов, представителей других творческих профессий, не обходящихся без того, чтобы заносить плоды своей деятельности на бумагу или другие, как их сейчас называют, «носители». Многие что называется «дружат» с различными сайтами, имеют собственные, их работы, казалось бы, надежно хранятся на жёстких и прочих дисках, но для каждого из них Книга – превыше всего. Именно её классический, печатный вариант.

Об этом же, думаю, мечтают многие из тех, кто представляет так называемую «сетевую литературу», а их постоянные заявления о том, что «бумажные носители» себя изжили, – это, своего рода, защитная тактика. Пожалуй, соглашусь с теми, кто говорит, что «сетература» – это всего лишь «психотерапия, облегчающая графоманское существование в мире».

Правда, нынче всякий может издать книгу, но можно ли её назвать именно так, если они не выдерживают никаких издательских критериев, и даже упаковки туалетной бумаги смотрятся куда художественней на их фоне. Причём, плохую литературу не спасает и шикарное оформление, которое на фоне графомании выглядит, как «сахар прошлогоднего варенья», по словам Самуила Маршака.

Как действует современный издатель? Он управляет процессом, он видит на компьютере ячейку фокус-групп. Так, блондинка, одинокая с двумя детьми, 35 лет, что читает? А подросток 15-ти лет что будет читать? И так далее. Издатель холодно заполняет эти ячейки. А что там любитель фэнтези и детективов хочет? Сейчас мы ему дадим.

Такой подход – коммерческий, на потребу. Такие книги, действительно, обречены на исчезновение, ну вот как сегодня ещё новые ботинки. А «сетература» безжизненна по определению. Это только на первый взгляд кажется, что «паутина» – залог вечности. На самом деле – любой, не дай Бог, катаклизм, и пиши пропало. Сам я не очень силен в компьютерных технологиях, но точно знаю, что немного понадобится манипуляций на клавиатуре, для того, чтобы «вечное произведение» кануло в небытие. Но даже тысячный тираж книги полностью уничтожить не удастся, у кого-то хоть один экземпляр, но останется.

Издательская политика нашего фонда несовместима с коммерцией, и не только потому что мы – благотворительная организация.

«Успешность» – не наш термин. Вспомним Валентина Григорьевича Распутина, который говорил в одном из своих интервью, что в слове «успешность» слышится скорее бесстыдство людей среднего порядка. Оно больше приложимо к хватким чиновникам, ворам в законе, ловкачам разного рода, остающимся в тени, и целой армии бизнесменов, только еще поднимающихся на орбиту. Поспешать, успех, успешность, даже приспешник – все это однокоренные слова. «Поспешишь – людей насмешишь». Раньше выражение «иметь успех» означало «сорвать куш». Вспомним и строки Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех».

Если наши авторы, редакторы-составители, художники профессионально делают свое дело и достигают вершин мастерства, это не успех. Это преумножение талантов, Богом данных.

Успешность понимается в современном мире совершенно определенно – как успешность в достижении внешних целей с вытекающим из этого повышением благосостояния. Если успешность не приносит доход, то она и не воспринимается как таковая. Мы же в 1994 году четко определили для себя суть нашей издательской политики: наши книги должны перечитываться и использоваться не одним поколением; наши книги рассчитаны не на одноразовый просмотр, поэтому идут не на продажу массовому потребителю, а к тем людям, которые испытывают потребность в культурном и духовном обогащении. Поэтому мы должны не вступать в конкуренцию с коммерческой литературой, а развивать интерес в обществе к нашим изданиям. И замечу: если бы мы выпускали свои книги по «коммерческим правилам», то просуществовали бы недолго.

Ну вот какую прибыль могло бы принести нам возвращение имени Семёна Ульяновича Ремезова, его уникальных не только для своего времени трудов.

Одно из главных и общепризнанных событий в культурной жизни России последнего времени – издание всемирно известной «Чертёжной книги Сибири» выдающегося деятеля науки и культуры Сибири второй половины XVII – первой четверти XVIII в. Семёна Ульяновича Ремезова, прославившего своей многогранной деятельностью Сибирский край и обогатившего русскую культуру на столетия вперёд. Это ценнейший историко-географический памятник, фактически возвращённый отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска», в настоящее время не имеющий аналогов.

«Чертёжной книгой Сибири» автор создал себе бессмертную память и восхищение потомства. Один из сибирских историков высказался так, что «возвращение трудов Семена Ремезова для ученых равносильно открытию в русской литературе «Слова о полку Игореве». Напомню, что академик Д.С. Лихачев называл нашего земляка первым в списке художников и писателей в начале XVIII века среди мировых имен! Не случайно в Энциклопедическом словаре Русской цивилизации о Семёне Ульяновиче Ремезове говорится как о выдающейся личности, вошедшей в мировую историю…

Драгоценный атлас впервые в мировой картографии XVII–XVIII веков представляет «городовые чертежи» сибирских городов Тобольска, Тары, Тюмени, Туринска, Верхотурья, Березова, Сургута, Нарыма, Томска, Кузнецка, Туруханска, Енисейска, Красноярска, Илимска, Якутска, Иркутска, Нерчинска. Кроме того, в атласе Ремезов помещает «Чертеж земли всей безводной и малопроходной каменной степи», сводный «Чертеж всех сибирских градов и земель», «Чертеж вновь Великопермские и Поморие Печерские и Двинские страны до Соловецкие проливы со окресными жилищи», этнографическая карта «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири, Тобольского города и всехъ розных градов и жилищ, и степи».

Составленные Ремезовым атласы не только поражают воображение потомков масштабом территорий, которые было необходимо подробно изучить в эпоху, когда люди передвигались лишь конным или водным транспортом, но и всеохватывающим разнообразием представленных в них сведений о географии, культуре, экономике, нравах и обычаях, царивших в разных уголках Сибири. Помимо научно-практического аспекта, картографические изображения Ремезова представляют собой несомненную художественную ценность.

Это одно из величайших произведений книжного искусства – графическое и повествовательное изображение подвига русских людей, благодаря которому Русь становилась Россией.

Семён Ульянович Ремезов не был первым картографом Сибирским: ему был известен целый ряд чертежей его предшественников. Чертежи эти не сохранились до нашего времени, и атлас Ремезова является поэтому единственным в своём роде памятником русской исторической географии. Ныне этот шедевр картографического искусства, уникальный памятник развития русской географической мысли внесён ЮНЕСКО в реестр выдающихся памятников истории и картографии всех времён и всех народов.

«Собирая в лесу ягоды, берут только превосходные» – образно и кратко сказано о книгах, а «Чертёжная книга Сибири» – эстетически неповторима. Эта книга – первый русский Атлас – абсолютное произведение искусства: от переплёта до каждой страницы, до любой, даже самой неприметной линии на ней. И если задаться вопросом, почему за 315 лет (в этом году 315 лет) существования этого памятника только нашему фонду удалось его опубликовать?! Ответ - коммерчески невыгодно. Поэтому необходимо особо подчеркнуть роль благотворителей фонда "Возрождение Тобольска" при финансовой помощи которых и получили жизнь наши дорогие издания. В свою очередь наш коллектив никогда не забывает указать в выходных данных тех кто помогает нам в этом. Искренняя и глубокая благодарность им всегда, и сейчас, и в будущем. И несомненно их имена, имена благотворителей будут жить во времени, пока будет жива наша культура. Издательская политика фонда "Возрождение Тобольска" в том и состоит, чтобы уникальные по содержанию и оформлению книги жили долгие века, храня и передавая из поколения в поколение память о людях, принимавших, в том числе, и финансовое участие в их создании, о людях, помогавших реализовывать наши программы. А каков пример в эти непростые 20 лет сотрудничества с фондом наших помощников для отечественного бизнеса!

Среди наших уникальных книг, бесспорно, выделяется редчайшая цельногравированная книга, где в неразрывном соавторстве выступают великий русский писатель и мыслитель, «духовный губернатор Сибири» Валентин Григорьевич Распутин и художник Нина Ивановна Казимова, чьи экслибрисы и авторские книги давно стали фактически национальным достоянием, вне зависимости от того, кому они принадлежат в настоящее время.

Затем была ещё одна значительная работа, на сей раз художника книги Ивана Лукьянова, но опять же с офортами Нины Казимовой – «20 имён тобольской истории», а совсем недавно мы выпустили книгу-альбом «Любинский проспект: люди, архитектура, образы». Книга, ставшая своего рода творческим бенефисом её художника Ивана Лукьянова, только-только вышла и презентация прошла в дни 300 летия Омска, но уже заинтересовала библиотеки крупнейших культурных и научных центров России, предпринимателей, представителей культурной элиты страны. Увы, не каждому посчастливиться стать обладателем этого шедевра…

Авторы и создатели книги-альбома о Любинском проспекте, главной историко-архитектурной жемчужине Омска, наверное, впервые воедино собрали его историю – от рождения до наших дней: в историческом очерке, научном исследовании, искусствоведческом анализе, в редких и современных фотографиях, в живописи. Здесь же – оригинальные офорты замечательного омского художника А.Н. Машанова.

Перед нами – редчайший образец книжного искусства!

Разрушить историческую память – значит изъять, конфисковать прошлое, сделать его не существующим, объявить его ошибкой, заблуждением. Изъять его сердце.

Обладание всеми этими книгами – быть частью этого сердца. Как стали уже этой частью библиотеки крупнейших культурных и научных центров России, и выдающиеся наши современники – меценаты, ведущие коллекционеры, представители культурной элиты страны.

Понятно, что выбрав такую дорогу, нельзя быть «троечником». Чувство же удовлетворенности после выхода той или иной нашей книги – мимолетно, нам куда ближе постоянное ощущение творческой неудовлетворённости, которая, как известно, подталкивает к большей жертвенности и усиленному труду. Во всяком случае, не припомню такого проекта в нашей 22-летней истории, который не был бы завершен. Да, иногда, по объективным причинам, «сдвигались» сроки их исполнения, но мы любой свой проект доводим до конца. А доводить дело до конца, до победы, в своем деле быть профессионалом; совершенствоваться в той области, в которой ты призван – это не успешность, это скорее целостность.

Главный издательский проект фонда – альманах «Тобольск и вся Сибирь» В настоящее время он насчитывает уже двадцать семь выпусков. «География книг» альманаха – это гигантский континент, простирающийся от Уральских гор до берегов Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до монгольских степей и Китая, это книги о Тобольске и Тюмени, Иркутске и Красноярске, Томске и Кургане, Берёзове и Таре, Якутске и Камчатке, Бийске и Барнауле, Нарыме, Омске, Югре, Таре; это уникальные тома, посвящённые истории Сибирского казачьего войска, великой реке Обь, перечисление одних только названий займёт здесь немало места, а была издана ещё и десятитомная военно-патриотическая серия книг альманаха, ярко и правдиво рассказывающая о ключевых битвах Великой Отечественной войны, о героизме и самоотверженности тружеников тыла…

Об истинной цене альманаха «Тобольск и вся Сибирь», его значении образно и в то же время точно сказал один из его авторов – старший научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН С.Ф. Татауров. Сообщив о том, что недавно сотрудниками его археологической экспедиции была найдена закладная икона XVIII столетия, учёный заявил, что значение книг альманаха для жителей Сибири сродни такой иконе, на века вперед заполняющей исторической и духовной памятью умы и сердца будущих поколений.

А государственный деятель, президент фонда «Духовное наследие» Л.К. Полежаев считает, что «это уникальные книги по своей форме и содержанию. Следуя по их страницам, даже просвещенный читатель находит множество открытий. В этом общении с событиями и судьбами людей ты невольно проживаешь всю историческую судьбу Сибири, трагическую, драматическую и героическую. Двадцать лет фонд “Возрождение Тобольска” приглашает всех проникнуться глубиной и первозданностью Сибирской субкультуры, покоряющей всякого человека, кто с ней соприкоснется. На мой взгляд, Фонд являются, что называется, настоящим певцом Сибири, беря на себя ответственность за историческую достоверность событий и судьбы её замечательных людей. Эти книги не дают бесследно исчезнуть Сибири уходящей и с гордостью несут просветительскую миссию Сибири современной».

Каждая книга альманаха является общественно значимым событием и сегодня, и в исторической перспективе. Не случайно экземпляры альманаха находятся во всех главных книжных собраниях музеев Сибири и России в целом, во всех главных библиотеках страны, а также библиотеках Русского Географического общества, Эрмитажа, музеев Московского кремля, в Русском музее. Не случайно каждая из этих книг сразу же после своего выхода в свет становится библиографической редкостью.

Десятки, сотни восторженных отзывов мы получаем из ближнего и дальнего зарубежья, так среди наших авторов и читателей на сегодня немало граждан этих стран – от кровно близкой нам Белоруссии до далекой Австралии.

Наивно полагать, что Фонд «Возрождения Тобольска» при издании того или иного тома альманаха «Тобольск и вся Сибирь» руководствуется только географическим положением или исторической хронологией российского открытия либо освоения того или иного города, той или иной местности. Если внимательно вглядеться в издания альманаха – «Тобольск», «Тюмень», «Красноярск», «Сургут», «Лукоморье», «Томск», «Омск», «Тара», «Курган», «Берёзов», «Якутск», «Бийск» и т.д.– всё это не только города и территории, имеющие богатую собственную историю, но и некие центры, определяющие во многом и сегодняшний потенциал экономического развития и роста Сибири, да и всей России как государства. И прошлое, в данном конкретном контексте, рассматривается нами, прежде всего, как надежный, сложившийся фундамент нынешнего и будущего благосостояния российской государственности, России, благосостояния народов её населяющих.

В настоящий момент издательским отделом фонда «Возрождение Тобольска» готовится выпуск альманаха, посвященный Северному морскому пути, тесно связанный с русским изучением и освоением Арктики, о великой северной границе России – во времена, когда вопрос о ней приобретает особую актуальность.

Так же в работе, на той или иной стадии, находятся книги об Ишиме, Ялуторовске, Русском Харбине, Русской Америке, Транссибе, Енисейске…

Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» сумел, на наш взгляд, выполнить задачу, непосильную прежним издательствам – использование всего имеющегося на местах потенциала и возможностей с тем, чтобы аргументировано и ярко выступить с изданием, убедительно показывающим не однобокое, а разнообразное сибирское бытие.

Фонд, по сути, возвращает «на круги своя» определение Книги как произведения искусства, чему соответствует каждый новый выпуск альманаха «Тобольск и вся Сибирь», который становится не только библиографической редкостью, но и роскошным изданием, не имеющим аналогов в России, по своему содержанию и полиграфическому исполнению заметно превосходящим любой не только представительский, но и событийный подарок.

Так что «электронные заменители» в обозримом будущем альманаху «Тобольск и вся Сибирь» не грозят, его выпуски ценители истинного книжного искусства всегда будут стараться иметь в своей библиотеке.

Настоящая книга имеет особую ценность: и как средство фиксирования исторических событий, и как памятник интеллектуального наследия наших предков. Великие писатели, поэты оставили нам пример истинной любви к Отечеству, к нашей истории и культуре и к людям. Произведения многих поэтов и писателей доныне вдохновляют нас, пожилых и молодых, богатых и бедных, власть имущих и простых людей – на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью. Во времена провозглашённого государством атеизма русская литература помогла сохранить России нравственные ценности – в сущности, помогла сохранить веру в народе. И сейчас наши достойнейшие писатели несут свет духовности, возрождают Отечество в его историческом величии – именно на таких авторов ориентируется Фонд «Возрождение Тобольска» на протяжении почти 23 лет своего существования, и по нашему глубокому убеждению книгоиздание сегодня должно быть ориентировано на собирание «нравственного капитала», в том числе и для подрастающего поколения.

Это и книги Библиотеки альманаха «Тобольск и вся Сибирь», и книги авторов, пишущих для детей, и альбомы, посвящённые творчеству лучших российских художников и фотографов.

Можно, конечно, испытывать интерес к той стороне этого непростого, длительного, тяжкого и, конечно же, сугубо затратного дела, где обнаруживаются источники финансирования, трудности процесса подготовки каждого тома, хлопоты с печатным производством и так далее. Но для читателей, держащих в руках очередной том, напечатанных в одной из лучших типографий Италии или в ведущих издательских центрах России, это не имеет особого значения. Для них смысл заключён и в содержании книги, в тех текстах и иллюстрациях, которыми она до краёв наполнена, в той новизне информации и авторского взгляда, которыми отличаются все выпуски этой серии.

А не случайность выбора нами полиграфической базы подтверждается и многочисленными наградами, полученными фондах на различных всероссийских и международных книжных выставках, конкурсах, ярмарках…

Каждая книга фонда «Возрождение Тобольска» – заслуживает отдельного разговора, отдельной лекции, и в этом утверждении – не самовосхваление, но объективная оценка работы как редакционного коллектива, так и авторов, у которых особое отношение к книге – как к одухотворенному образу.

Потому то мы не произносим слова «дизайнер», мы говорим: «Художник». Ну вот хотя бы потому, что профессия «дизайнер сантехники» существует и только умалишённый может произнести: «Художник сантехники». И к работе над нашими книгами мы привлекаем лучших художников-книжников России. У каждого из них свое амплуа: у одного склонность к эпическим или драматическим решениям, другой – лирик, романтик, но каждый владеет своим искусством в совершенстве.

Совершенным художником был Александр Фёдорович Быков, создавший первые десять томов альманаха «Тобольск и вся Сибирь» и ряд других наших книг, которые узнаваемы, с неповторимым художественным почерком. Именно Александр Фёдорович своим подходом к творчеству установил для нас непреложное правило: книга, любая наша книга, которую мы берём в руки, от обложки до шрифта, до последних «выходных» данных должна быть сделана именно художником.

И здесь я могу назвать и Василия Евгеньевича Валериуса, ставшего автором оформления Библиотеки альманаха «Тобольск и вся Сибирь» и альбомной серии «Сибирский художественный музей»; Геннадия Ивановича Метченко, создавшего как художник несколько книг альманаха «Тобольск и вся Сибирь», в том числе и недавнюю – «Омск – 300 лет»; Ивана Евгеньевича Лукьянова, награждённого за работу над нашими проектами серебряной медалью Академии художеств России.

Среди художников, иллюстрировавших наши издания – Нина Ивановна Казимова, ставшая лауреатом золотой медали Академии художеств России, а так же выдающиеся художники-иллюстраторы Александр Сергеевич Бакулевский, Николай Иванович Домашенко, оформлявшие бессмертную сказку Петра Ершова «Конек-горбунок», Александр Геннадьевич Шибанов, многие другие.

Кстати, нынешним летом в Москве прошёл очередной книжный фестиваль и ярмарка на Красной площади. Лучшие книги России занимали пространство на площади от Собора Василия Блаженного до Исторического музея.

И в очередной раз наши книги получили заслуженные награды. Речь идёт об издании бессмертной сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок» в двух книгах (в иллюстрациях Н. Домашенко и А. Комбаровой соответственно). Ассоциацией книгоиздателей России это издание объявлено «Лучшей книгой года – 2015» в номинации «Лучшее издание классической художественной литературы» с вручением диплома и статуэтки со скульптурным изображением русского первопечатника Ивана Фёдорова.

За это двухкнижное издание фонд «Возрождение Тобольска» также был отмечен и дипломом «Литературной газеты», всё с той же формулировкой – «Лучшее издание классической художественной литературы».

(В скобках замечу, что на Международной книжной ярмарке в Москве было немало со вкусом и богато изданной русской и мировой классики. Но её хищно обволокла куда более толстая короста псевдо литературы, спесиво блещущей издательской позолотой и столь же золоченым дебилизмом).

Награды – не главное в нашей книгоиздательской деятельности, но они говорят о том, что фонд «Возрождение Тобольска» на верном пути, определяемый нашей главной задачей сохранения для потомков лучших образцы отечественной словесности в достойном оформлении. И с этого пути, несмотря ни на какие трудности, не свернёт!

А для художника и автора очень важно иметь отчетливое представление о задаче каждой данной книги. Тут тоже действует своя система Станиславского, его вопросы «что?», «зачем?» «как?». Я бы добавил ещё и «кому?» (Вообще задаваться вопросами «зачем?» и «кому?» всегда необходимо в искусстве, тем более в таком, как искусство книги).

Да, жить можно и без культуры в самом широком смысле этого слова – спросите бомжа, что ему нужнее: бутылка водки или «Конек-горбунок»? Так что? Равнение на духовный бомжизм? Или всё же стоит оторваться от вдолбленных средствами массовой информации стереотипов, перестать быть рабами своего времени со всеми его стандартами и предписаниями: что есть, как думать, во что верить? Может, стоит всмотреться в родную культуру, в себя, поднять глаза к небу – туда, куда смотрели наши предки? Да даже если и не смотрели, даже если и не предки, всё равно стóит, если ты человек, если ты хочешь смысла в жизни своей.

Наши авторы, коих на сегодня уже более тысячи, – это своеобразный экстракт, сгусток российской интеллектуальной элиты, в орбиту которой вошли лучшие культурные корифеи страны: историки, художники, музейные работники, фотографы, краеведы, искусствоведы, музыковеды, библиографы, писатели, вообще все те, для кого вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?» подразумевает под собой, в первую очередь, желание трудиться, взваливать на себя бремя ответственности за совершенное, и всё время работать над усовершенствованием уже сделанного. Во всех отраслях созидательной деятельности и – что особенно важно – в воспитании нового поколения.

Надеюсь, мы ещё многое успеем сделать, но не буду смешить Бога, рассказывая о своих планах. Что успеем – то сделаем, стоять на месте не будем. Один мой знакомый батюшка, по примеру апостола, всегда прибавляет: «Аще будем живы».

Всецело поддерживая слова нашего Президента, всё-таки замечу, что нынешние разговоры о национальной идее, о патриотизме, напоминают ежедневный молебен в церкви, когда батюшка произносит молитву, а прихожане, прослушав её, благостно вздохнув, идут по своим мирским делам. Вот почему и рассуждают многие о национальной идее, не понимая, для чего эта идея нужна.

Наши взгляды сформировались много лет назад, а не в момент присоединения Крыма, и не сейчас, когда Президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что в России не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма, что «это и есть национальная идея». И взгляды эти у нас не менялись никогда.

 

Полагаю, здесь будет уместно привести слова великого нашего гражданина, патриота, прославляющего своими подвигами Россию, Фёдора Филипповича Конюхова: «Занимаясь тем, чем занимается фонд “Возрождение Тобольска”, бережливо и ответственно спасая и сохраняя наши культурные ценности, восстанавливая и оберегая нашу историческую память, человека потерять невозможно, наоборот, сам человек находит в себе то, что создано в нём Творцом по Своему образу и подобию».