Печать
Категория: Статьи

11 января в зале, где некогда собирались члены Сибирского отделения Русского императорского географического общества – в здании, построенном для первого омского музея (сейчас его занимает музей просвещения), состоялась презентация двухтомника «Победа над Японией» завершающего серию, посвященную юбилею Победы.

Впрочем, этому событию официальное и давно уже ставшее каким-то безликим наименование «презентация» не подходит. И это никаким образом не мероприятие – из множества тех, что делаются исключительно «для галочки», потому что «так полагается». 

Это, скорее, встреча авторов и встреча с авторами. Живая беседа, возможность поделиться воспоминаниями о достойных памяти людях, поговорить о нашей общей исторической памяти. И долгожданная встреча с книгами, которые волей обстоятельств увидели свет позже, чем это планировалось изначально. Уже в прошлом году к 70-летию победы над Японией на сайте фонда «Возрождение Тобольска» появилась их электронная версия, однако, напечатать сами книги удалось только сейчас. 26-ой выпуск серии «Тобольск и вся Сибирь» вышел позже 27-го, посвященного 300-летию Омска. 

В этот двухтомник вошли воспоминания военачальников и простых участников исторических событий, художественные произведения и множество фотографий. История здесь показана не только через цифры и факты, но и через судьбы людей. География авторов впечатляет – есть авторы из Киева, из Австралии, из Петропавловска-Камчатского, из Харбина… 

- Предложение провести презентацию в нашем музее для меня было как бальзам на сердце. Тема Победы и для меня лично, и для нашего музея очень важна. А кроме того,просто очень интересна, - отметил директор омского музея просвещения Игорь Скандаков

Эта книга не случайно была представлена именно в Омске. Фонд «Возрождение Тобольска» с Омском связывает очень многое - как ни с каким другим городом Сибири. И в результате этой дружбы одна за другой появляются очень серьезные книги, возвращающие Сибири ее память. 

- Название этой книжной серии «Тобольск и вся Сибирь» дал классик русской литературы Валентин Распутин. Его во многих городах называли и сейчас называют «духовный губернатор Сибири». Он благословил наш издательский проект и я думаю, что вот благодаря этому его благословению нам удается, несмотря на все сложности издавать эти книги, - рассказал председатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. - Дмитрий Иванович Менделеев вывел гениальную формулу «Чтобы Россия была мощной империей, и люди в ней жили достойно, надо на первое место ставить образование, на второе культуру и на третье – развитие науки и промышленности». С этой позиции мы и ведем свою деятельность, ее фундамент – образование, культура и история. 

Оценка книг этой серии очень высока. Благотворительно переданные Фондом, они хранятся во множестве библиотек необъятной Сибири - от Урала до Дальнего Востока, и находят все новых благодарных читателей. 

Изданием двухтомника «Победа над Японией» фонд «Возрождение Тобольска» завершил издание 12-томной военно-исторической эпопеи. Начиналось все 5 лет назад с двухтомника «Сибирки в битве за Москву» потом был трехтомник «Сибиряки в Сталинградской битве» и пятитомник «Сибиряки и Победа», который увидел свет два года тому назад. Три тома в нем посвящены подвигам сибирских бойцов на фронтах Великой отечественной и два – подвигу сибиряков в тылу. 

- Мы не могли завершить свою историческую серию Берлином 1945 года, потому что в мае 1945 война не закончилась, - пояснил главный редактор издательского проекта Юрий Перминов. - Японская операция задумывалась заранее – еще когда немцы надеялись, что сумеют остановить наступление советских войск. Это был гениальный блиц-криг советского командования. В кратчайшие сроки через огромный Советский союз были незаметно переброшены десятки дивизий с бронетехникой. Для меня, как для составителя, секретность этой грандиозной операции обернулась определенными трудностями в поиске материалов и иллюстраций.

Информации в открытом доступе оказалось крайне мало. Потому ее пришлось собирать буквально по крупицам, идти от одного человека к другому. Оказалось, что много исторических документов. карт и планов сохранилось в небольших школьных музеях на Сахалине и на Камчатке, в семейных архивах. Все они вошли в этот двухтомник. 

- При работе над такими книгами важно «врасти в тему», изучить ее библиографию. Потому я познакомился с ранее вышедшими книгами, посвященными победе над Японией. Ни в одной из них тема не была охвачена столь широко, как в этом издании,- отметил Юрий Петрович.

Содержание двухтомника не исчерпывается событиями августа-сентября 1945 года. Немало материалов здесь посвящено и событиям 1904-1905 годов, русско-японской войне. Ведь история не представляет собой пунктирную линию и это понимали солдаты и офицеры, когда они в Порт-Артуре в 1945 году поклонялись могилам русских моряков.

На встречу смог приехать один из героев этой книги - участник русско-японской войны Владимир Боженко из села Марьяновка Омской области. В этом году ему исполнится 90 лет. 

- Я написал почти три десятка очерков о ветеранах. Но сколько бы мы не писали, сколько бы не говорили, все равно ту благодарность, которую они заслужили, ничем не передать, - признался автор очерка о Владимире Боженко Геннадий Тарасов. 

- Я сражался на Втором Дальневосточном фронте, освобождал Южный Сахалин, командующего фронтом видел. Когда освободили Эсуторо – нынешний Углегорск, я в связи был. Заняли здание на отшибе двухэтажное под штаб полка. Только оттуда вышли – командующий фронтом едет. Вышел из машины, какой-то полковник с ним говорил. Оказывается, он искал здание под штаб фронта, - поведал ветеран. 

На вопрос о событиях, в которых им довелось участвовать, ветераны обычно отвечают с явным недоумением: «Да что тут рассказывать?». О том, как он кидал гранаты в здание японского пограничного поста, Владимир Григорьевич рассказал, только когда Геннадий Тарасов напомнил об этом эпизоде.

- Мы получили задание уничтожить эту погранзаставу. Пришли ночью, погранзастава у них как крепость. А я был такой худой и рослый. И меня из Кормиловки парень коренастый подсадил. Я в бойницу посмотрел и говорю: «Ходит японец, винтовка на караул и мошкару гоняет». У ребят была связка гранат, я говорю «Давайте мне их». И кинул ее в бойницу. Я не то чтобы спортсмен, а получилось. Как пустил их, как рвануло, эта фазенда и разлетелась. Пришли, доложили и началась артподготовка. 

Омский историк Дмитрий Алисов опубликовал в двухтомнике мемуары своего отца, Александра Алисова. Его призвали в армию осенью 1944 года. Отправили на Аляску на военную базу Датч-Харбор - осваивать военную технику союзников. Потом он на американском тральщике отправился в Петропавловск-Камчатский, узнал, что будет десант на Курилы, и перешел на другой тральщик - его корабль был в ремонте. Свою первую медаль Александр Алисов получил за бой во Втором Курильском проливе, когда советские корабли сопровождения сумели отбить атаку японской авиации и вывести флагманский корабль «Охотск» из подготовленной японцами ловушки. 

- Я начал интересоваться этими воспоминаниями еще ребенком. Мне было интересно, как воевали два моих деда и мой отец. Тогда ветераны очень неохотно рассказывали про войну, только в последнее время они разговорились и я успел сделать эту запись. - рассказал Дмитрий Александрович. 

Доктор исторических наук оценил с позиции истории важность общих усилий, благодаря которым стало возможным появление этого двухтомника. 

– Пока мы каждый сам за себя – мы не народ, не общество, не государство. Формирование и закрепление исторической памяти делается как раз обществом и государством. А пока есть историческая память, существует и Россия. 

С тех пор, как главным редактором издательского проекта стал Юрий Перминов, поэтический раздел альманаха стал шире, объемней, там стали появляться стихи ныне живущих авторов, а не только тех, кого уже нет с нами. 

Живущая в Омске поэтесса Светлана Курач родом с Сахалина, из города Холмска:

- У меня есть стихотворение, посвященное Камышовому перевалу. Мы ездили через этот перевал с отцом, мимо памятника советским солдатам. Я помню, как на этом перевале переносили захоронение – расширяли дорогу, останки солдат перенесли на другую сторону и открыли новый памятник в виде бетонной морской волны, на вершине которой установлен пушка.

В Омске жил и работал выдающийся краевед Иван Петров, которому омичи обязаны открытием многих страниц истории Омска. В эту книгу вошел его очерк – о том, как хранят на далеком Сахалине память родившемся на омской земле герое Петре Ильичеве, повторившем подвиг Александра Матросова, о том что герои не умирают. 

- Безусловно, это издание является очень нужным – пока мы ничего не помним, мы не можем называться народом, - продолжила тему исторической памяти дочь краеведа Лидия Ивановна

Сергей Прокопьев – давний друг и автор альманаха, говорил об удивительной скромности героев той войны:

- Александр Никандров пришел на «Полет» в 1955 году. Но только когда его коллега по цеху увидел в газете очерк о героях-североморцах и там фамилию Никандров А.М., все узнали, что в цехе работает герой Советского союза, кавалер 15 орденов и медалей.

Когда началась война, Александр пришел в военкомат добровольцем. Это был уже не романтичный юноша, а зрелый мужчина.. Ему предложили идти во внутренние войска, он отказался, попросился на Северный флот. Там попал в разведку - в уникальный отряд Виктора Леонова. Из средних людей Леонов создавал тренировками настоящих бойцов, способных совершать невозможное. В боях за порт Сейсин бойцы взвода, которым командовал Александр Никандров, несколько дней отбивали атаки японцев, но сумели удержать этот порт..

- Я считаю, что эти вот книги – это как кирпичики в храм исторической справедливости. Они помогают противостоять приобретающему сегодня все большие масштабы искажению истории, - отметил Сергей Николаевич.

Петр Кокухин поведал историю своей семьи. Он родился в 1939 году в семье потомственных забайкальских казаков в поселке Драгоценка в Манчжурии. На пустом месте за 10-15 лет бежавшие от советской власти казаки забайкальцы выстроили 19 поселков. Все эти поселки были объединены в Трехреченскую станицу. 

- В 1932 году Манчжурию оккупировали японцы, и мы жили в японской оккупации до августа 1945. Японцы относились к русской эмиграции снисходительно – скупали пушнину, зерно и платили хорошие деньги. В нашем поселке в центре стоял японский гарнизон около 200 человек. Я зрительно хорошо его помню. И вот с 8 на 9 августа, когда уже стемнело, мама нас собрала – нас было четверо детей, и стали мы эвакуироваться на край деревни, где жила бабушка. И вот в ночи я оглянулся и увидел зарево пожара – последнего пожара Второй мировой, - вспоминает Петр Ефимович. - Оставлявшие поселок японцы подожгли все строения в этом гарнизоне. Назавтра прибыл отряд красной армии на амфибиях. Их встретили по русскому обычаю с хлебом-солью, обеспечили жильем, организовали столовую. По решению атаманского правления был брошен клич и жители нашего района подарили Красной армии, а прежде всего своей Родине тысячу голов крупнорогатого скота, зерно, муку, овец. Мой родной брат перегонял этот скот к советской границе.

Так русская эмиграция, за границей сохранившая русский мир, православную веру и любовь к России, отблагодарила армию-победителя

Ответ не замедлил. Прибывшие в поселок сотрудники СМЕРШа работали ударно, за два с небольшим месяца они просеяли через сито социальной и политической неблагонадежности всех местных жителей. Примерно четверть взрослых мужчин арестовали и отправили в Советский союз, отбывать стандартные «10 лет без права переписки».

- Потом Манчжурия отошла КНР, этой стране мы были не нужны, и вот тут снова проявился патриотический порыв старшего поколения – из нашего района почти все выехали в Советский Союз. Тревога была большая, но время показало – выбор был стратегически правильный, - завершил свой рассказ Петр Кокухин.

И добавил:

- Работавшие над этой книгой совершили трудовой литературный подвиг. Эти книги, прежде всего обращены в будущее - к нашей молодежи. Мы должны были высказаться, записать все это, чтобы это сохранилось для будущих поколений

Главным помощником Юрия Перминова в работе нал двухтомником стал выдающийся популяризатор истории Омска Александр Лосунов. 

-- То, что эта серия вышла, это очень большой плюс. Я думаю, это не прости кирпичики, это цельная глыба, цельный монолит, который останется нашим потомкам. Мне было приятно участвовать в этой работе, собирать материал. Но нам еще многое только предстоит узнать и поведать. Сейчас открываются многие архивы - только за прошлый год в российских архивах было рассекречено около 200 тысяч дел. 

 

Елена Мачульская