Печать
Категория: Статьи

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
26 октября 2013 г., в г. Омске, в рамках выставки « Сибирь-XI» прошли VIII-е Сибирские искусствоведческие чтения "Искусство и искусствоведение в Сибири".

Предлагаем Вам текст выступления А.Г. Елфимова: "Картографические и художественные издания Фонда "Возрождение Тобольска".

  

Картографические и художественные издания Фонда «Возрождение Тобольска»

 

            Общественный благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» с самого своего основания активно и целенаправленно занимался и занимается деятельностью по единению сибирского культурного пространства. Сохранение исторических памятников, собирание культурных и исторических ценностей, организация выставок и презентаций творчества современных авторов, целенаправленная издательская деятельность – всё это открывает нам по-новому сибирские города, реки, сибирскую историю, сегодняшнюю сибирскую реальность. Словом, ту Сибирь, которая была и остается по-прежнему богатой людьми яркими, талантливыми, самобытными.

 

 

            Приоритетным для нас было издание трудов выдающегося деятеля науки и культуры Сибири второй половины XVII – первой четверти XVIII в. Семёна Ульяновича Ремезова, прославившего своей многогранной деятельностью Сибирский край и обогатившего русскую культуру. 

            Одно из главных наших достижений – издание всемирно известной «Чертёжной книги Сибири» – ценнейшего историко-географического памятника, фактически возвращённого отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска». 

            Драгоценный атлас впервые в мировой картографии XVII–XVIII веков представляет «городовые чертежи» сибирских городов Тобольска, Тары, Тюмени, Туринска, Верхотурья, Березова, Сургута, Нарыма, Томска, Кузнецка, Туруханска, Енисейска, Красноярска, Илимска, Якутска, Иркутска, Нерчинска. Кроме того, в атласе Ремезов помещает «Чертеж земли всей безводной и малопроходной каменной степи», сводный «Чертеж всех сибирских градов и земель», «Чертеж вновь Великопермские и Поморие Печерские и Двинские страны до Соловецкие проливы со окресными жилищи», этнографическая карта «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири, Тобольского города и всеъ розных градов и жилищ, и степи».

            Семён Ульянович Ремезов жил в эпоху бурных преобразований Петра I, когда, как никогда ранее, были востребованы навыки и таланты служивых людей, направленные на нужды Отечества. Унаследовав от отца основы чертёжного дела, Семён Ремезов неоднократно составлял карты окрестностей Тобольской губернии. В 1696 году, по распоряжению Сибирского приказа, Ремезов, зарекомендовавший себя искусным художником, был привлечён к составлению чертежей сибирских земель, ему поручалось «зделать в Тобольску чертёж на холстине… городу Тобольску со всяким городовым строением и острогом, и Тобольскаго уезду ясашным волостям, и русским сёлам и деревням, и рекам, и озёрам… написать степи от Тобольска до Казачьи орды, и до днями в ход пути сухим и водяным». 

            Помимо научно-практического аспекта, картографические изображения Ремезова представляют собой несомненную художественную ценность. Наверное, каждый современный историк или искусствовед, изучающий историю Сибири, хоть раз обратился к исследовательским трудам Семёна Ульяновича, но я вынужден констатировать, что его картографические работы как произведения графического искусства по сей день ждут своего исследователя, но, может быть, кто-то из участников сегодняшнего высокого собрания со временем восполнит этот пробел.

            Ремезовские карты Сибири высоко ценили его современники. Царь Пётр I, например, постоянно держал в своём рабочем кабинете гигантскую карту Сибири, рисованную для него Ремезовым «на белой вязи». Кстати, она до сих пор хранится в архиве Российского географического общества и экспонируется в кабинетах Петра I в Эрмитаже. Картами Ремезова пользовались русские и европейские учёные и путешественники: Мессершмидт, Витсен, Страленберг и другие…

            Подробно ход работ Ремезова описан им самим в «Писании до ласкового читателя», то есть в предисловии к «Чертёжной книге Сибири»; к сожалению, сохранилась только одна часть, относящаяся к 1701 году. В этом году Семён Ульянович, при помощи своих сыновей, составил на 23-х листах эту свою великую книгу (была издана впервые Археографической Комиссией в 1882 году в Санкт-Петербурге). На первом листе «Книги» находится план Тобольска, затем – 18 карт земель, подведомственных сибирским городам или острогам от Верхотурья и Тобольска до Якутска и Нерчинска; потом «Чертёж земли безводной и малопроходной каменной степи», то есть степей, прилегающих к Сибири на юго-западе; далее – сводная карта всей Сибири под названием «Чертёж всех сибирских градов и земель»; карта Великопермского и Печорского поморья и, наконец, карта распределения инородческих племён.

            Этот памятник важен в двух отношениях: во-первых, он содержит данные для истории увеличения знаний русских людей о географии северной и средней Азии, а во-вторых, представляет богатейший материал, относящийся к истории русского освоения Сибири.

            Атлас Ремезова долгое время считался утерянным. Несмотря на то, что ещё знаменитый филолог, поэт А. Х. Востоков в своём известном описании Румянцевского Музея поместил (на 483 стр.) предисловие к нему (с некоторыми пропусками), только в 1857 году обратил на него должное внимание академик А. Ф. Миддендорф, который и оценил его по достоинству. Ныне этот шедевр картографического искусства, уникальный памятник развития русской географической мысли внесён ЮНЕСКО в реестр выдающихся памятников истории и картографии всех времён и всех народов.

 

            В «Служебной книге Сибири», также переизданной Фондом, содержится материал, характеризующий Ремезова как историка: в кратких исторических справках, хотя и не свободных от неточностей в датах, представлены биографии «державцев российских», архиепископов и митрополитов сибирских, нарисованы их портреты. Нескольких митрополитов Ремезов знал лично, что повышает значение его характеристик. 

            О художественной манере Ремезовых позволяют судить не только встречаемые в рукописи заставки, картуши, виньетки, вязь, орнамент и другие украшения, но и целый ряд рисунков. Среди них наиболее интересны: сюжетный многокрасочный рисунок к тексту о победе над Кучумом, овальные медальоны-портреты князей и царей, аллегорический рисунок «Привилегия Сибирии», генеалогическое древо тобольских воевод с текстом на 61 клейме-листе, рисунки 17 печатей сибирских городов, наконец, «Образец роскату...»

 

            В 2011 году Общественный фонд «Возрождение Тобольска» издал ограниченным тиражом в 600 экз. факсимильное издание одного из наиболее значительных памятников русской картографии – «Хорографическую книгу Сибири» (1697–1711), первого географического атласа Сибири. Атлас опубликован через 300 лет после его составления.

            Этим изданием фонд «Возрождение Тобольска» завершил публикацию трудов великого русского географа, художника и историка Семена Ульяновича Ремезова (1642 – после 1720). Издания Фонда вызвали неподдельный интерес общественности и доброжелательные отзывы со стороны профессионалов: достаточно сказать, что «Чертежная книга Сибири» по итогам 2006 г. стала лауреатом в номинации «Издание, ставшее событием года» на книжном салоне в Санкт-Петербурге.

            Напомним, что «Хорографическая чертежная книга» 1697–1711 гг. является своего рода «самоназванием» первого русского географического атласа Сибири, где отобразился период сбора первичных картографических материалов, вошедших в своей основе в другие картографические работы С.У. Ремезова, а также его сыновей. А именно: в «Чертежную книгу Сибири» (1699–1701 гг.) – второй атлас и «Служебную чертежную книгу» (1702–1730 гг.) – третий атлас. Судьба рукописи и перипетии, связанные с «Хорографической книгой», остаются до конца не изученными. Подлинник атласа, вывезенный (фактически выкраденный) историком Л.С. Багровым из России в 1918 г., с 1956 г. и по настоящее время хранится в Гуфтоновской библиотеке (Houghton Library) Гарвардского университета. 

            Изо всех картографических трудов С.У. Ремезова «Хорографическая книга Сибири», будучи как наиболее ранним, так и наиболее подробным из сибирских атласов, представляет наибольшую ценность как исторический источник информации по географии Сибири рубежа XVII–XVIII вв., отражающий процесс её изучения, ход колонизации русским населением, а также территориальное распространение других народностей и отдельных родов. Однако до настоящего времени это произведение картографического искусства недостаточно известно в России. В 1958 г. «Хорографичекая книга» была издана в Амстердаме, однако это черно-белое издание, с одной стороны, не отвечает современным требованиям к качеству полиграфической продукции, а с другой стороны, само давно стало библиографической редкостью и доступно лишь в центральных библиотеках России. Потребность в качественном издании «Хорографической книги» в нашей стране была осознана давно. Уже в 1970-х гг. известный историк картографии Л.А. Гольденберг провёл большую работу по подготовке атласа к изданию, однако в то время проект не был реализован. Тем не менее, как бы ни называли первый атлас Сибири: «Описание Сибири» (А.И. Андреев), «Атлас Сибири» (Л.С. Багров), в 2011 году мы отметили 300-летний юбилей составления «Хорографической чертежной книги» – «жемчужины русской картографии», по словам Л. Гольденберга. И было бы исторически правомерным если не возвратить эту российской жемчужины на родину (что, наверное, невозможно), то хотя бы своевременно осуществить надлежащее новое издание данного атласа в 2011 году. И благодаря стараниям Фонда «Возрождение Тобольска», это свершилось – памятник, имеющий не только общенациональное, но и мировое значение, был переиздан.

            Но для этого понадобилось 12 лет переговоров с библиотекой Гарвардского университета, где хранится первый русский картографический атлас. Американцам было заплачено полмиллиона рублей за реставрацию и сканирование рукописи Ремезова… Но трудно, очень трудно было «пробить» эту стену. Молчанием ответили американцы даже на письмо, подписанное тогдашним президентом РАН Ю. С. Осиповым. А помог, что называется, счастливый случай. Историк Игорь Белич привел ко мне одного молодого американца, который приехал работать в наш Тобольский архив. Я показал ему уже изданные труды Ремезова, посетовав на то, что в США ни с кем невозможно договориться… В конце концов, этот американец сумел вывести меня на «нужных» людей, и спустя какое-то время атлас – отреставрированный, оцифрованный – был нами получен. Началась работа над комментарием, которую в полном объёме провел коллектив московских учёных под руководством Владимира Эриковича Булатова, возглавляющего в Государственном Историческом музее отдел картографии. Он же написал и предисловие.

            Факсимильное воспроизведение каждого из листов этого атласа сопровождается текстом, включающим расшифровку всех присутствующих на листе надписей и топонимов, а в отдельных случаях также даётся и комментарий, например, объяснение смысла символических изображений. Поскольку большая часть карт атласа разделена на квадраты, нанесённые карандашом (типичный способ копирования карт в XVIII в.), список топонимов делится по квадратам для облегчения их поиска. Приводится также стандартная библиографическая информация, в частности, размеры листов и вклеек, филиграни бумаги.

            В конце даётся общий список всех топонимов, содержащихся в «Хорографической книге Сибири», с указанием номера листа и квадрата, где данный топоним помещён. Поскольку на рубеже XVII–XVIII вв. характер написания топонимов был ещё неустойчив, проводятся все имеющиеся в атласе варианты. Более того, учитывая, что три атласа Сибири С.У. Ремезова образуют единый информационный блок, по возможности приводятся и иные варианты написания топонимов, взятые из «Чертежной» и «Служебной книг».

            Прилагается единый глоссарий, раскрывающий значение устаревших и малоупотребительных терминов (например, «рассохи» и «согры»), а также терминов, которые в современном языке употребляются не в том значении, которое им придавал С.У. Ремезов (например, «мыс»).

            В сопровождающей издание вводной статье раскрывается значение публикуемого атласа как памятника русского картографического искусства, место, которое он занимает в истории русской и мировой картографии, кратко излагается история его создания, бытования и изучения. Кроме того, в ней приводится техническая информация, помогающая пользоваться атласом: объясняется применяемая С.У. Ремезовым система условных знаков, разъясняются особенности его почерка, указывается используемая при издании система нумерации квадратов.

            Один из сибирских историков сказал, что «возвращение трудов Семена Ремезова для ученых равносильно открытию в русской литературе «Слова о полку Игореве». Напомню, что академик Д.С.Лихачев называл нашего земляка первым в списке художников и писателей в начале XVIII века среди мировых имен! Неслучайно в Энциклопедическом словаре Русской цивилизации о Семёне Ульяновиче Ремезове говорится как о выдающейся личности, вошедшей в мировую историю.

 

            Любая активная творческая деятельность неизбежно рождает новые идеи. Одна из таких идей и есть книжная серия «Сибирский художественный музей». Наша, Общественного благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска», задача – не только показать современникам огромный пласт сибирского изобразительного искусства в контексте общероссийского, но и сохранить его для потомков. Создать такой мегамузей в полиграфическом исполнении. На страницах наших изданий мы знакомим читателей с историей изобразительного искусства Сибири, с творчеством наиболее крупных художников прошлого и настоящего, уникальными сибирскими художественными промыслами, музейными коллекциями. Это уникальный издательский проект, призванный познакомить широкого читателя с творчеством людей, создающих сегодня художественный образ Сибири в разных её ипостасях, способствующий гармоничному синтезу образа и слова в современной культурной жизни этого огромного региона России.

            Сегодня, увы, вторую Третьяковку создать было бы невозможно – лучшие образцы современной русской живописи скупаются китайцами, а российские музеи не в состоянии приобретать их, да и не видно такого желания. Сегодня многие сибирские, в том числе (а может, даже более чем остальные) и художественные музеи, пережили многочисленные катаклизмы ХХ века, начиная с революции, с переписывания истории в угоду системы, утратив значительную часть своих коллекций. Все же выжив, в конце ХХ века оказались буквально перед гамлетовским выбором – быть или не быть? Брошенные государством, предоставленные сами себе в условиях «дикого рынка» 90-ых годов прошлого века, они либо закрывались, либо были вынуждены влачить полунищенское существование. Денег на их содержание и развитие отпускается куда как меньше, чем на всевозможные политические «шоу» вроде выборов. Не потому ли все меньше и меньше закупается шедевров живописи, картины многих талантливых художников в лучшем случае попадают втридешева в частные коллекции, да и сами художники живут впроголодь, порой вынуждены перебиваться изготовлением всевозможных «ходовых» дешевеньких поделок. Они вынуждены либо писать «в стол», либо постоянно приспосабливать свое творчество к сиюминутному, раскрашивать и всячески трансформировать свои творения соответственно моменту, ориентируясь на чьи-то «высокие» высказывания, на слова того или иного известного сегодня политика.

 

            Концепция нашего музея художественных работ в полиграфическом исполнении предопределяет внешнюю и внутреннюю конструкцию книги. У читателя, зрителя создаётся полное впечатление музейной обстановки, позволяющей неспешно погрузиться в пространство картины. Большой формат книги даёт возможность создания атмосферы вокруг изображения – такой ауры, присущей полотнам, расположенным в просторных залах музея.  

            Картина для её реалистического, объёмного восприятия должна парить в пространстве, соприкасаясь с личной территорией зрителя. Все эти качества книг, изданных в серии «Сибирский художественный музей», делают их уникальными, имеющими высокую степень эмоционального и эстетического воздействия на читателя-зрителя. 

 

            Каждый из альбомов представляет определённый аспект современной сибирской художественной культуры, и потому в изданиях серии уделено большое внимание не только творчеству, но и судьбе каждого художника, его философии, особому отношению к миру, особому стилю изображения реальности. 

            Каждая книга – соединение художественного образа и яркого публицистического слова. Серия издана в едином оформлении, разработанном Василием Валериусом, и в то же время за счёт индивидуальных элементов и индивидуального подхода выявляет уникальные грани художественного восприятия и творческого выражения каждого художника.

            В первом издании серии представлены работы всемирно известного путешественника, художника, писателя, священника Фёдора Конюхова. Это каталог выставки «Духовный мир русского путешественника». Дневник путешествий представлен в графике – каждую работу сопровождает небольшой текст, раскрывающий атмосферу рисунка, символический и реалистический смысл линий, красок и фигур.

            Следующий альбом знакомит с творчеством ялуторовского скульптора Владимира Шарапова. Читатель, беря в руки альбом, словно оказывается в мастерской, где творится мир, герои этого мира разнообразны, как и сам материал, из которого они создаются уверенной рукой скульптора. Вступительная статья вводит в мастерскую художника, где сотворяются миры, раскрывает глубокий метафорический смысл скульптур.

            Особый экспрессивный художественный образ Сибири представлен творчеством Николая Боцмана, в творчестве которого нашли выражение насыщенные эмоционально, в чём-то трагические, но и жизнеутверждающие одновременно краски и акценты современности.

            Книжная графика Александра Бакулевского, представленная в четвёртом альбоме, создаёт художественный образ не только классической («Пушкиниана» художника – центральная тема альбома), но и современной литературы, в частности, поэзии одного из известных современных поэтов России Дмитрия Мизгулина, президента Ханты-Мансийского банка, вносящего немалый вклад в финансирование издательских проектов Фонда.

            Бакулевский остро чувствует органику слова. Следуя пушкинской манере повествования, с его легкой иронией и намеками, художник порою одной точкой или штрихом указывает на лукавый или искрометный взгляд, позволяет зрителю не рассматривать, а эмоционально прочувствовать, понять, заложенное автором в изображении, и идти дальше, невольно заряжаясь энергией пушкинского слова.

            Пятый альбом – вновь посвящен творчеству Фёдора Конюхова, но на сей раз речь идет о коллекции его работ, приобретенных руководителями Ханты-Мансийского банка Дмитрием Мизгулиным и Александром Смирновым. 

 

            Альбомы, изданные в серии «Сибирский художественный музей», – часть большой работы Фонда «Возрождение Тобольска» по воссоединению исторического и культурного пространства Сибири. Серия выполняет объединительные и просветительские задачи, формируя восприятие современной культуры Сибири как одной из важнейших составляющих культуры России и мира в целом. 

            Рассказывая миру о сибирских корнях, об уникальной современной культуре, эта книжная серия призвана последовательно способствовать срастанию времён исторического бытия Сибири. 

            Сейчас, куда ни приедешь – Красноярск, Омск, Томск, Новосибирск, Тюмень – все живут сами по себе, каждый город считает себя столицей. Забыли историю… Поэтому одна из главных задач Фонда «Возрождение Тобольска» – воссоединение исторического и культурного пространства Сибири. Книжная серия «Сибирский художественный музей» рассказывает о Сибири, о художниках-сибиряках; о том, чем мы богаты и славны были, есть и будем. Задачи новой книжной серии не только просветительские, но и объединительные, направленные на восприятие Сибири как единого пространства с собственной уникальной художественной культурой.

            Уверен – серия «Сибирский художественный музей» будет жить, и, следуя прекрасным пушкинским строкам: «Старайтесь полюбить художника, ищите красоту в его созданиях», рассказывать новому миру о нас, о наших корнях, о нашей культуре, и с выходом каждой книги будет происходить срастание разрываемого пространства Сибири и совершаться срастание времен ее исторического бытия.

            А в ближайшее время фонд «Возрождение Тобольска» выпустит фундаментальный труд омского искусствоведа Владимира Федоровича Чиркова «Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Словарь – указатель художников, искусствоведов, специалистов по музейному делу, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей», или проще – «Словарь Чиркова», который уже на стадии редакционно-издательской подготовки поразил своими масштабами и значимостью научную и творческую общественность.

            Словарь Чиркова – это историческая повесть о жизни этих людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях, об их творческих свершениях… Об искусстве Сибири. Словарь Чиркова – это повествование о Сибири как о месте жизни и творчества людей искусства, наиболее полно воплотивших в себе дух своей эпохи.

            Не собери он в свой словарь имена всех тех, кто стоял у истоков уникального явления, называемого «Искусством Сибири», кто развивал его и живёт им в настоящем, может быть, спустя десятилетие-другое, многие из этих имен никому бы уже ничего не сказали. Их просто бы не было…Какие-то имена еще вызывали бы смутное ощущение чего-то ранее памятного, важного, да только никто уже и не заикался бы о том, что Сибирь помнит и бережно чтит своих живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов, меценатов, создававших ее духовную и интеллектуальную атмосферу.       

            Доблестный подвижник, по-другому сказать нельзя, Владимир Федорович Чирков собрал воедино богатейшие, рассеянные по различным источникам (в архивах, книгах, каталогах, статьях, из общений с художниками и коллегами-искусствоведами и т.п.) сведения по изобразительному искусству Сибири. Более 5 тысяч персоналий, несколько приложений дают потрясающую картину зарождения, развития и современного состояния художественной культуры Сибири. Составитель Словаря-указателя в своей работе руководствовался принципом «никого не забыть». Получилась история искусства в персональном, человеческом и коллективном, общественном измерении. 

            Именно этим, «единительным», началом Сибирь была и будет сильна.

 

Елфимов А.Г.,

председатель Президиума благотворительного фонда

"Возрождение Тобольска