О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ПРОЕКТА «ТОБОЛЬСК И ВСЯ СИБИРЬ»

Обзор альманаха №23 «Тобольск и вся Сибирь. Курган»

Первое, на что обращаешь внимание, когда держишь в руках очередной альманах «Тобольск и вся Сибирь», это ставшая уже традиционным, можно сказать фирменным знаком, тщательность и скрупулёзность подхода к проекту в совокупности со вниманием и любовью к мельчайшим деталям. Масштаб разработки и глубины данной книги поражает и восхищает, не говоря уже о колоссальном значении данного издания, как с исторической, так и культурологической точек зрения. В очередной раз над данным выпуском работала команда профессионалов, представившая интереснейшие материалы, как современные, так и архивные, включая редчайшие фото нашего, прошлого и позапрошлого столетий. Изложение оригинальных архивных материалов имеет особенное значение с многих позиций: уникальность данных (указаны даже источники!), возможность погружения читателя в особую атмосферу прожитых столетий (сохранена лексика, стилистика), возможность прямого читательского анализа и читательской же оценки некоторых полученных сведений, что называется «напрямую и без посредников».

 

Открывается альманах вступительным словом главы города Кургана – Павла Кожевникова, что обуславливает соответствующий статус данному изданию. Этот небольшой, своеобразный очерк-отчёт, посвящённый Кургану, формирует определённое настроение, проходящее лейтмотивом через весь альманах: большая, так сказать в обширном смысле, Родина, начинается с родины малой – той, что так близка и дорога каждому с детства. Само вступительное слово, проникнутое высокой нотой, в котором мы читаем о том, что сделано, достигнуто и о том, что предстоит сделать, уже часть Большой Истории, вне зависимости от того, удастся ли реализовать грядущие планы или что-то пойдёт не так – жизнь есть жизнь.

Первый крупный раздел альманаха – «Мой город» – посвящён истории Кургана, и первая же статья – статья профессора истории Владимира Менщикова «О дате основания слободы Царёво Городище» – здесь весьма символична. Материал отсылает к самым истокам Царёва Городища, история которого имеет капитальную связь с историей города Кургана. Вопрос о дате присвоения Кургану статуса городаочень запутан и имеет просто фантастическое количество версий. Шаг за шагом, ссылаясь на серьёзные источники, после тщательной и педантичной аналитики, автор статьи озвучивает-таки наиболее вероятную цифру даты основания слободы Царёва Городища, позволив читателю совершить удивительное путешествие в прошлое.

Особенного упоминания заслуживает этнографический очерк историка и краеведа Николая Абрамова – «Слобода Царёво городище с окрестностями». Уникальные исторические сведения о нраве, быте, деяниях, как славных, так и злодейских населения определённой территории Сибирских земель, названных позднее Курганским округом Тобольской губернии, просто изумляют и даже где-то шокируют беспристрастием тона, который избрал автор. Абрамов пишет не только о сметливости и удальстве, о величии духа и свободолюбии описываемого народа, упоминает он и о страшных бедствиях, лишениях и поражениях, которые терпел русский народ описываемого Сибирского региона от кочевавших по Тоболу народов ранее и Пугачёвских злодейств позднее. И тем любопытнее и острее воспринимается читателем данный материал, предложенный, кстати, составителями альманаха с полным сохранением оригинальной стилистики и слога (материал датирован 1860 годом). 

Детальность и то тщание в написании статьи, которое демонстрирует историк, сам ставший историей, его истинная любовь к науке, позволяют заявить о явлении, которое мы склонны называть гражданским подвигом. С безусловным осознанием, разумеется, что дело, которым с такой самоотдачей занимался учёный, обречено на бессмертие.

Анатолий Кузьмин – современный историк и очеркист – продолжая традицию Абрамова с точки зрения беспристрастности изложения фактов, предлагает нашему вниманию очень любопытный и неоднозначный материал о курганских городничих (одноимённая статья). Наряду с успехами и процветанием, к которому вели лучшие и достойные представители глав городской администрации, автор статьи не оставляет без внимания и те страницы истории, от которых испытываешь неловкость. Когда рассказ заходит о случаях коррупции, должностных преступлений и прочих грязных событий в сфере городского управления – явлениях, без которых, к сожалению, не обходится ни одна Большая История.

В материале Михаила Ершова «Городские жители и их занятия…» читатель имеет возможность ознакомиться с краткой историей развития товарно-денежных отношений и коммерции вообще города Кургана в период с конца XVIII и до половины XIX веков. Истории непростой, связанной с множеством тяжелейших факторов: криминогенной обстановкой, коррупцией городской верхушки, географической удалённостью и бедностью региона, внезапного колебания рыночных цен, непредвиденными форс-мажорными обстоятельствами, связанными со специфическими климатическими условиями и так далее. Не последнюю роль в успехе предприятия, зачастую играла банальная неудачливость или напротив – «фарт», как тогда говорили. Автор наглядно излагает, какой тернистый путь прошёл Курган от окружного центра Тобольской губернии с только аграрным прошлым до официально утверждённого городского статуса на пороге крупных промышленно-капиталистических отношений.

Всякая история города не мыслима без истории развития архитектуры. Статья Екатерины Тершуковой озаглавлена очень образно и поэтично – «Город как палимпсест». Это интересное и красивое слово – «палимпсест», то есть – означает рукопись, написанную на пергаменте по смытому или соскобленному тексту. Данная очень удачная метафорическая находка отражает в качестве такого старого текста городскую застройку, которую «счищают» время от времени с «пергамента». Роль же последнего исполняет географическое пространство. Чем древнее город, тем богаче его «история» стёртых и полустёртых «текстов» «пергамента». Однако, с исторической точки зрения важно сохранение знаковых и эпохальных образцов архитектуры, памятников истории и культуры, формирующих неповторимый и специфический колорит города, и об этом идёт подробный разговор в статье. Автор довольно обширного и интереснейшего материала, написанного тонким и поэтическим слогом, снабжённого уникальными тематическими фото, предлагает отследить историю архитектуры Кургана от времён Слободской застройки до начала XX столетия.

Логическим дополнением последнего материала может послужить статья Дмитрия Бровко «Драгоценное наследие» (раздел «Трибуна»). В отличие от лирического настроения в предыдущем материале, Бровко «спускает» нас на землю, поднимая не очень приятные, но важные вопросы, связанные с государственной охраной культурного наследия. Идёт анализ означенной проблематики, в ходе которого становится очевидным, что придание статуса памятника тому или иному объекту встречает не только финансовый, юридический, технологический барьер. Проблема гораздо глубже и зачастую носит социальный характер, например: выгода, которую хотят извлечь инвесторы и застройщики от использования земельных участков в центральной части города, где может находиться потенциальный памятник культуры. Движимый выгодой, инвестор, возможно, ещё и предпримет шаги по ускоренной ликвидации этого самого наследия – бизнес есть бизнес. С другой стороны жители зданий-памятников, в которых никогда не было капитального ремонта – ветхих и в аварийном состоянии – и которых невозможно переселить по соответствующей программе из-за несовершенного законодательства, вряд ли единодушно «просалютуют» за «государственную охрану памятника» – кто захочет жить в трущобах?!

Автор статьи считает, что отсутствие концептуального подхода для разрешения выше означенных проблем, является основным тормозом рационального и грамотного развития программ, связанных с государственной охраной памятников. Чтобы продемонстрировать важность системного подхода по кругу означенных вопросов, связанных с охраной, как отдельных памятников архитектуры, так и всей историко-культурной городской среды, Бровко предлагает нам краткий исторический обзор застройки центральной части города Кургана за последние 100 лет.

Вслед за анализом приведённой картины, автор выдвигает ряд конструктивных мнений, что можно предпринять, чтобы оптимизировать решение по поводу означенных проблем, прекрасно отдавая отчёт, что «мысли на бумаге» и «мысли на деле» – две большие разницы. И всё же, ряд достигнутых успехов, связанных с Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Кургана, заставляет смотреть на сложившуюся сложную ситуацию с оптимизмом…

Частичное тематическое продолжение статьи «Город как палимпсест» читателю предлагается в материале под названием «Несостоявшийся прорыв: городская застройка в 1920-30 гг.», так же принадлежащей авторству Екатерины Тершуковой. Вопрос отдельного жилья был актуален во все времена и именно этой теме посвящён материал статьи.

Вслед за поэтично изложенной историей архитектуры Кургана нашему вниманию предлагается материал курганского краеведа и искусствоведа Бориса Карсонова «Демократия в городском масштабе», написанный очень живо, остроумно, «народным» языком, если можно так выразиться, и безумно интересный! Здесь отслеживается история городского управления с периода отмены крепостного права, упразднявшей сословное преимущество в представительных органах, до трагических событий революции 1917 года. Очень образно и ярко изложена история подъёма и расцвета «из захолустного, почти сплошь деревянного, патриархального городишки – Кургана, то есть – в большой торгово-промышленный центр Западной Сибири». Автор статьи тонко подметил, что во все периоды, тяжёлые ли времена или времена процветания, круг насущных проблем у городской управы один и тот же, и успешное или неуспешное решение их во многом зависит, не только от организаторских способностей чиновника, но и его внутреннего духовного устройства.

Материал «Население и экономика Кургана в эпоху буржуазных трансформаций (1861-1917 гг.)», написанный историками Владимиром Менщиковым и Геннадием Павлуцких, является тематическим продолжением статьи Михаила Ершова «Городские жители и их занятия в конце XVIII – первой половине XIX столетий». Рост уровня экономики, уровня жизни, культурный подъём, беспрецедентный по интенсивности демографический взлёт, всеобщий научно-технический прогресс на пороге капиталистических отношений не могли не привести к кардинальным переменам в сферах социального устройства. Всё это совпало с проведением через Курган Транссибирской магистрали. Уникальные подробности данного факта – возведение Транссиба – а также сопутствующих ему – строительство моста через Тобол, постройка станции Курган – историки предлагают в этом материале с потрясающе интересными и любопытными деталями. На страницах материала идёт анализ интенсивного подъёма экономического и сельскохозяйственного статуса Курганского округа, мощного роста промышленных предприятий, во многом спровоцированный постройкой Транссиба. Упоминается и о серьёзном развитии банковского дела, без которого немыслимы продуктивные капиталистические отношения.

Историк Татьяна Козельчук в своей статье «Хранители казны государственной» частично продолжила тему предыдущего материала, поведя речь о казначейских ведомствах, отвечавших за сбор и хранение государственных доходов. В этом обзоре читатель знакомится не только со структурой и штатным устройством казначейской службы, но и со спецификой нюансов работы этого сложнейшего дела, как важной составляющей всякого серьёзного бюрократического аппарата. На страницах статьи даже представлен уникальный факсимильный текст «Клятвенного обещания (присяги)», который произносили и подписывали чиновники при вступлении в должность. Автор отмечает любопытный факт того, что очень часто чиновники Курганского уездного казначейства, занимавшие положенные по штатному расписанию должности, не имели профессионального образования, но становились весьма опытными работниками, так сказать, на месте – практически, получая опыт непосредственно, при исполнении тех или иных обязанностей. Отдельного упоминания заслуживает рассказ автора о положении чиновников данного ведомства, связанного с их моральным и нравственным обликом (прописанных уставно!), – некоторые детали такого положения по нынешним временам просто курьёзны. Переоценить значение Курганского казначейства, по крайней мере, в рамках означенного региона, трудно: сбор налогов, выплата жалований, работа банков без функционирования данного ведомства были бы не возможны в том виде, как это происходило в тогдашнем цивилизованном обществе более ста лет назад!

28 Июля 1914 года мир потрясло сообщение о Сараевском убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда сербским террористом Гаврилой Принципом. В результате данного преступления, послужившего формальным поводом, грянула колоссальная социальная катастрофа, изменившая мир, судьбу России, а также глобальное всеобщее философское миропонимание – Первая мировая война. Масштаб мировых потрясений в результате войны был исполинский; и конечно, она коснулась не только тех территорий Российской империи, где велись военные действия, но и внутренних регионов. Не стала исключением и Тобольская губерния. И этой тяжелейшей, трагической странице истории посвящён материал Анны Жаровой «Курган в период Первой мировой войны». Самое страшное при подведении итогов всякого военного конфликта – цифры. Сухие и беспристрастные с одной стороны, значениями своими статистика и аналитика повергает в трепет и ужас с другой. Финансовые, экономические, и самое главное, людские потери, которые в отличие от первых – материальных, то есть – никак не восстановить. Ужас масштабов цифр – вот, что поражает, прежде всего. Ещё одна тяжёлая сторона последствий войны, о которой идёт речь в статье – политический мотив: попадают под удар так называемые «гражданские военнопленные» – курганцы, являвшиеся подданными Германии и Австро-Венгрии. И конечно, социальные последствия: повышение налогов, инфляция, товарный и продовольственный дефицит. Ценность предложенного материала в данной статье всё в той же авторской беспристрастности. Анна Жарова ведёт речь не только о всплеске патриотизма, героизме, о подъёме национального духа, характерных для начала войны, но и о негативных последствиях. Последствиях, продиктованных сложившейся непростой исторической ситуацией (серьёзное ухудшение экономики в стране, связанное не только с военным конфликтом, отсутствие реформ, гражданская война), – исторической ситуацией, в ходе которой правительство значительно утратило свой авторитет в народных массах. Причём на разных уровнях.

Всякая общественная жизнь, всякое развитие социального института вкупе с духовным аспектом и социально-экономическим преуспеянием, немыслимы без существования образовательной сферы, историю развития которой фиксирует в своей статье «От церковной школы до городской гимназии» Игорь Неупокоев. Автор рассказывает о льготных преимуществах, которые уже тогда предоставлялись ученикам из бедных сословий, о меценатстве богатых горожан в отношении поддержания и развития сферы просвещения. Описывая ход образовательной эволюции, интересно и то, что автор материала отмечает неравномерный, а иногда и откровенно низкий уровень образования отдельных педагогов, наряду с подлинными светилами в педагогической науке. Ярко выраженная авторитарная система образования, характерная, впрочем, для дореволюционного времени, о которой рассказывает Игорь Неупокоев, имела свои последствия, и при всех положительных моментах, способствовала формированию определённой узости мышления, которую обществу было очень тяжело перешагнуть. В плане исторического контекста, это сыграло немаловажную роль в грянувших позднее бурных событиях и связанных с ними потрясениях.

Очерк Александры Васильевой, озаглавленный «Пространство областной столицы», ценен шириной охвата представленного материала. Временной промежуток, в который укладываются описываемые автором сведения о жизни города Кургана – от событий Второй мировой войны – самой страшной, кровопролитной и жестокой за всю историю человечества – до 80-х годов прошлого столетия – одиозной эпохи колоссального в своих амбициях и размахах советского строя. Сложная, пёстрая, неоднозначная, порой противоречивая жизнь эта, известная взлётами и падениями Кургана, как административной единицы, крупного промышленного региона, культурного областного центра; известная триумфальными достижениями в различных областях одних людей и покалеченными изломанными судьбами под молохом советской идеологической машины – других, – всё это часть Большой Истории – Великой Истории, которую не переделать и не перекроить. С высоты взгляда на низвергнутые великие эпохи и великие идеалы, в свете критики великих ошибок и великих падений невозможно отрицать факта великой цели и великой идеи, которыми жили миллионы советских людей.

Любая история социального развития, социального подъёма и социального расцвета не представима без культурно-духовного аспекта. Культурно-духовная составляющая теснейшим образом коррелирует с ходом истории – Большой Истории, так или иначе, отображая, как важнейшие её вехи, в том числе идеологемы советского строя, что также интересно и важно исторически, как и настроение, царившее в современном ей времени. Того самого настроения, что словно зеркало отражало беспокоившие мысли, точки зрения, рассуждения о вечных ценностях, приложимых в контексте философского миропонимания (Вильгельм Кюхельбекер, Иван Яган). Думаю, не случайно вслед за разделом «Мой город», посвящённого основным историческим моментам Кургана, второй раздел в данном альманахе отдан тому, что принято считать «рупором эпохи». Названный довольно символично – «Сибирский изборник» – раздел этот знакомит нас с лучшими образцами русской и советской поэзии курганских лириков. Часть представленных стихов проникнута высокой патриотической нотой, – тем особым состоянием духа, которое присуще истинному гражданину, в какое бы сложное и неустойчивое время он не жил (Сергей Васильев, Алексей Пляхин, Антонина Баева). Помимо содержания стихов, чрезвычайно интересно наблюдать, как в принципе развивалась курганская поэтическая мысль за последний век, к каким приёмам литературного воздействия приходила; любопытна история поиска тогдашних оригинальных и нетривиальных художественных решений (Кондратий Худяков, Алексей Еранцев).

Строки этой курганской поэзии чисты и светлы. Эмоциональная и нравственная чистота – важнейшая опора духовного возвышения нашего и наших потомков – открывают вертикальные перспективы духовного роста, – прямиком туда, где властвует любовь, добро и справедливость.

Бог. Христос Спаситель. Православие. Возможно ли представить исторический процесс Российского государства, его большие и малые дела, эпохальные и знаковые свершения без этих сакральных понятий? Тема распространения и развития христианства, тема значения Бога в Курганской области, отдельно и широко развёрнута в разделе «Святая Русь». Первый же очерк об истории Православия в Зауралье – «За Уральским хребтом…», написанный архиепископом Курганским и Шадринским Константином,повествует о непростом становлении христианства в Сибири и, в частности, на современной территории Курганской области. О сложном развитии церковно-административной системы зауральского региона, о разнообразных трудностях духовного просвещения масс, связанных порой с банальным территориальным вопросом (выраженный недостаток храмов на обширных, при этом низко заселённых и слабо освоенных территориях) с одной стороны и нехваткой представителей духовенства – с другой.

Большой разговор на страницах материала идёт о роли Церкви, как института в постижении основ христианской нравственности и религиозного миропонимания, вопреки всем трудностям и перипетиям, в ходе длительного и столь тернистого исторического процесса с его петровскими реформами, кровавыми пугачёвскими волнениями, секуляризацией.

Читатель не может не испытать высокой и священной гордости за успехи русского дела в Палестине – речь о духовной миссии и возведении грандиозного храма в честь Вознесения Господня на Елеонской горе в XIX в. выдающимся пастырем, миссионером, начальником и благоустроителем Русской Духовной миссии в Иерусалиме – архимандритом Антонином.

Не обходит вниманием автор данного очерка и наиболее выдающихся выпускников Далматовского духовного училища: Зырянова А.Н., Попова А.С., Флоринского В.М., Носилова К.Д.

В конце XVIII – начале XIX вв. с ростом городской промышленности, интенсивным установлением капиталистических отношений, с мощным взлётом общественной и культурной жизни Курганского края и, как следствие, выраженным демографическим взрывом, переживает подъём, ряд существенных преобразований и церковно-приходская жизнь Южного Зауралья. После обретения уральскими землями статуса отдельного церковно-административного округа, в Кургане, помимо Свято-Троицкой церкви, возводится два крупнейших храма: Богородице-Рождественский пятипрестольный собор (середина XIX столетия) и церковь во имя Александра Невского (конец XIX столетия).

Значение главного храма города Кургана – Свято-Троицкой церкви, построенного в конце XVII века, восстановленного после пожара в середине XVIII века и утраченного в середине прошлого столетия, трудно переоценить. И непростой истории этого собора курганским специалистом Андреем Михайловым, много лет ведущим исследование храмов Зауралья, посвящена статья – «Курганская Троицкая церковь». Истории, включающей ужасное для православия советское время богоборного коммунистического режима, известное мерами беспрецедентных в своём кощунстве «мероприятий экспроприации в пользу государства», банальным разграблением духовно-исторического наследия и, собственно, варварским уничтожением важнейшего духовно-исторического памятника. Конечно, и это уже страницы истории, но такие её фрагменты, заставляют скорбно и с позором опустить голову за деяния наших предков. В данном материале даже искушённый читатель сможет найти уникальнейшие сведения об истории возведения, иконописи этого прихода, информацию о первых его священниках, а также о роли духовенства Троицкой церкви в жизни города с точки зрения культурно-просветительской деятельности.

Другому главному храму Кургана – Александро-Невскому собору – отдано внимание статьи курганского журналиста и краеведа Бориса Карсонова – «Храм святого благоверного князя Александра Невского». Материал посвящён истории процветания храма, тяжёлой истории упадка и осквернения православных святынь во времена советского режима, преподнесённой автором с особым надрывом и болью, трудной истории возрождения в постсоветское время. Интереснейшие и любопытнейшие детали изображены автором очерка в узнаваемой и доступной, так сказать, «народной» форме (стиль изложения данного материала схож с таковым в другой статье Карсонова – «Демократия в городском масштабе», предложенной нашему вниманию выше)…

Продолжает религиозно-духовную тему материал главного хранителя Курганского областного художественного музея Галины Максимовой – «Иконописцы уездного города и тайны чудотворных икон». Довольно интересно наблюдать, как культовое искусство влияло на культурные традиции и эстетику вкусов народа. В работах художников можно отследить приёмы и элементы весьма широкого спектра стилей: барокко, классицизма, позднее – модерна. Комбинация подобных элементов формировала свой неповторимый колорит. Варьировалась и техника иконографии.

Исключительный интерес представляет материал статьи профессора филологии Валентины Фёдоровой «Мотивы святости и греха в духовных стихах курганских старообрядцев». Эмоциональный и довольно оригинальный филологический анализ духовной поэзии – такого своеобразного, со слов автора статьи – «синтеза фольклора и литературы», позволяет под другим углом и более чем неоднозначно взглянуть на причины раскола Русской Церкви. Наряду с отдельными представленными в данной статье произведениями – удивительными и уникальными памятниками русской культуры, демонстрирующими специфический и неповторимый лексический, синтаксический и смысловой колорит – интересно отметить и то, насколько несовершенны иные образцы приведённой старообрядческой поэзии с точки зрения поэтической формы, техники стихосложения, работы с образами. Но ещё любопытнее отметить – насколько в данном случае это «несовершенство» в литературном отношении приобретает дополнительное, весьма своеобразное значение в способе донесения главных сакральных истин, а также универсальную приложимостьобщего священного смысла этих стихов к разным периодам нашей истории, особенно и в первую очередь в контексте нравственной философии. Стихотворная форма многих старообрядческих стихов может устареть, стать архаичной, но нравственно-духовное звучание остаётся актуальным и по сию пору.

Беспрецедентные события, связанные с обнаружением останков священников высокого сана в конце 2005 года на территории завода деревообрабатывающих станков – тема материала Дмитрия Бровко и Екатерины Тершуковой «Мир праху твоему» – спровоцировали серьёзный пересмотр в отношении изучения исторического культурного слоя, связанного с археологическим направлением. Доказательство тому – проведённая работа, продемонстрировавшая уникальную ценность исторического культурного слоя города Кургана.

«Историю делают люди», – утверждение банальное, но от того не становящееся неверным». Такими словами начинается очередной раздел двадцать третьего альманаха «Тобольск и вся Сибирь» – «Наше наследие». Четыре материала четырёх авторов: Владимира Менщикова, Геннадия Крамора, Дмитрия Литвиненко и Ирины Тюменцевой посвящены, что называется, «лучшим из лучших». Посвящены выдающимся личностям, оставившим серьёзный след не только в истории Кургана, но и за его пределами. 

Первым из таковых является Николай Алексеевич Абрамов – выдающийся историк, краевед, этнограф. Не будет преувеличением определить его обширную сферу деятельности, фанатичную преданность науке и государственному делу, как гражданский подвиг – вклад Абрамова в общественное дело огромен.

Имя Николая Александровича Юшкова – курганского архитектора, жившего на рубеже XIX и XX вв. – связывают, прежде всего, с проектированием Александро-Невского собора. Уже только за один этот проект имя Юшкова вписано в историю мировой архитектуры золотыми буквами. Храм же благоверного князя Александра Невского, как уникальный памятник архитектурной эклектики, занесён в Британскую энциклопедию!

Историк, искусствовед, журналист, писатель, краевед, архивариус, «гений подробностей, из которых состоит жизнь», как определяет Дмитрий Литвиненко, кавалер ордена Сергия Радонежского III степени за труды по возрождению православия в Зауралье, человек, сделавший фантастически много за свою насыщенную и более чем нелёгкую жизнь – Борис Николаевич Карсонов, чьи уникальнейшие и интереснейшие материалы, кстати, представлены в данном альманахе, по мнению друзей, совершил настоящий гражданский подвиг. Восстанавливая в деталях историю Кургана, Карсонов, среди прочего, передал церковным властям ряд подлинных документов и чертежей, по которым сегодня восстанавливаются храмы Курганской епархии. Очень трудно найти человека, сумевшего сделать столько, сколько сделал в своей жизни человек, который, по словам друзей: «Мог бы защитить не одну докторскую диссертацию. Но ему было некогда – он постоянно занимался новыми и новыми исследованиями»!

Завершается раздел «Наше наследие» материалом о Елене Александровне Рановой – выдающемся деятеле культуры Зауралья. Ранова была дружна с Есениным и Маяковским, знакома с Кавериным, Тыняновым, Брюсовым. Последний принял Ранову в Союз поэтов. Педагог, искусствовед, критик, журналист, коллекционер – эта удивительная женщина, прожившая бурную, сложную, полную невзгод жизнь, вошла в историю города Кургана, как выдающийся просветитель.

Выше уже упоминалось о культурно-духовном аспекте социального развития. Это был раздел «Сибирский изборник», где речь шла о поэзии. В разделе «Галерея» авторы – искусствоведы Светлана Кулакова и Ольга Луцко – разворачивают тему изобразительного искусства, тему живописи. Очерк «Пейзажи родных улиц» весьма символичен для данного альманаха и в какой-то мере перекликается с материалом статьи Екатерины Тершуковой «Город как палимпсест». Писавшиеся в разное время курганцами живописные и графические произведения, в которых нашёл отражение родной город, имеют невероятную ценность не только художественную и культурологическую, но и документально-историческую, как некие запечатлённые свидетельства, отражающие среди прочего, дух времени. Материалы очерков снабжены изумительными репродукциями курганских художников: Боровикова, Травникова, Пичугина, и, конечно, одного из зачинателей курганской акварели, ключевой фигуры художественного процесса Кургана, известной за пределами Зауралья – Александра Михайловича Петухова, которому в этом альманахе посвящён отдельный очерк – «Гори, гори, моя звезда…». Отдельный материал Светланой Кулаковой посвящён и другому выдающемуся курганскому художнику – Валериану Фёдоровичу Илюшину (раздел «Судьбы и характеры») – яркому приверженцу традиций русского реалистического искусства, посвятившему Зауралью множество исторических картин, пейзажей, портретов, замечательному педагогу, среди учеников которого, кстати, были вышеупомянутые Петухов и Пичугин.

Раздел «Вернисаж», который представляют члены Союза художников России: Любовь Кочарина, Ольга Науменко и Ольга Луцко, является логическим продолжением темы из раздела «Галерея». Все три очерка снабжены великолепными репродукциями курганских живописцев: Пичугина, Травникова, Горбачёва, Година, Кожевникова, Луцко, Санина, Суздальцева и других. Материал первого автора «И оживает зимний сад…» посвящён творчеству блестящего курганского художника – Вячеслава Алексеевича Пичугина. Текст статьи предложен автором в очень мягкой, образной и поэтичной форме, я бы даже сказал камерной форме. Любовь Кочарина обладает уникальным свойством описывать тонкости и художественные детали живописи при помощи средств другой творческой стихии – музыки. Сами же картины, при описании Кочариной, проникнутом волшебной лирикой образов, натурально оживают, словно в кино, разворачивая тонкое, эфемерное пространство; при этом ощущение такое, что можно протянуть руку и потрогать фактуру.

Герман Алексеевич Травников – герой материала под оригинальным названием «Акварельный внедорожник» – народный художник России, чьё мастерство основано на изучении традиций русской реалистической пейзажной живописи. В этом очерке, прослеживающем связь времён, человеческого бытия, жизненного опыта, лирики живописи, в очередной раз с трепетом осознаёшь, насколько истинный дар, как результат особенного мироощущения мастера, заложенного высоким проведением, сообщает зрителю ощущение полёта. Сообщает ощущение внутреннего обогащения, после которого само время утрачивает ход – его, времени, то есть, словно и не существует в эти прекрасные мгновенья общения с красотой…

Очерк «Акварель всероссийского масштаба» с гордостью рассказывает нам о выставках акварели, проходящих в Кургане с 2002 года на традиционной основе. Акварель – особенная живописная техника, живущая по своим канонам со своим специфическим колоритом и своеобразием. Интересно то, что курганские акварелисты стояли у истоков возрождения этой уникальной техники в 1960-е гг., и именно в Кургане в 1980-е гг. представители творческой интеллигенции выдвинули идею о создании в городе Музея акварели. Экспозиции всероссийских выставок, проводимых в Кургане, демонстрируют потрясающую многоплановость и широчайший спектр возможностей акварели. Сообразуясь со временем, мастер осуществляет творческий поиск в реалистических традициях либо при помощи абстрактных решений, реализуя приёмы техники, созвучные с внутренним мироощущением. Результаты часто непредсказуемы, но всегда интересны. Последнее говорит лишь о том, что творческая мысль неустанно трансформируется и постоянно ищет новых форм и воплощений.

Содержание раздела «Учёный совет» являет собой тематическое продолжение раздела «Мой город», но отсылает нас к страницам истории куда более древним, нежели тем, что освещались в последнем. Материал статьи «Древности Курганского Притоболья», принадлежащий авторству историков и участников археологических экспедиций – Игорю Новикову, Елене Рябининой и Денису Маслюженко – предлагает сведения о самых ранних следах пребывания человека на территории современного Кургана – в период неолита. Прослежена эволюция социального развития, включавшая бытование синташтинской и ташковской культур, с формированием позднее андроновской культурно-исторической общности, объединявшей ряд иных археологических культур – петровской, алакульской, фёдоровской; фиксированы явления социальной стратификации (социального расслоения общества), милитаристские тенденции (с выделением привилегированной касты воинов), изменения в культовой сфере, формирование и динамика этнополитических отношений.

Особый интерес представляет описание сложной технологии погребения в период бытования алакульской культуры. В частности, на левом берегу реки Тобол, на окраине микрорайона «Энергетики» современного города был воздвигнут курганный могильник, функционировавший в бронзовый и раннежелезный век. Одна из наиболее впечатляющих насыпей этого могильника получила название «Царёв курган», дав имя и став символом города.

Не обошли вниманием авторы статьи и периоды раннего и среднего средневековья Курганского Притоболья, известные процессами тюркизации населения и формированием групп сибирских татар, а также долгим нахождением этих земель под началом Золотой Орды. 

К сожалению, в общем, археологические следы ранних и даже средних периодов средневековья крайне скудны и многие выводы учёных гипотетичны. Однако открытие всё новых и новых археологических памятников за последний век, расширяющих круг загадок с одной стороны, позволяют шире приоткрыть завесу тайн загадочного и уникального культурно-исторического наследия Курганского Притоболья – с другой.

Отдельный материал в двадцать третьем альманахе «Тобольск и вся Сибирь», принадлежащий авторству генеалога Павла Варлакова и историка Анатолия Кузьмина, посвящён основателю слободы Царёва Городища – Тимофею Невежину (статья «Друзья и враги Тимофея Невежина»). Данные об этом слободчике крайне скудны и тем ценнее предлагаемые авторами сведения о происхождении Тимофея Невежина, его жизни в знаменитом Далматовом Успенском монастыре, духовном становлении; сведения о свойствах Невежина, связанных с исключительным трудолюбием, преданностью, энергичностью и сметливостью; сведения о получении разрешения и, собственно, закладке Царёва Городища. Судьба этого неординарного человека, жившего столь сложно, бурно и противоречиво, на финале жизни пока скрыта от нас – потомков, но кто знает, что откроют об этой значительной исторической личности потомкинаши…

Первая печатная книга – «Библия Гутенберга», созданная в 1546 году, а также первый фотоснимок – «Вид из окна», совершённый Ньепсом в 1826 году – произвели подлинную революцию в области хранения данных. Именно этим «Единицам хранения» посвящён очередной раздел двадцать третьего альманаха «Тобольск и вся Сибирь», условно продолжающий тему истории, начатой в разделе «Мой город».

«Книга составляет важнейшую часть культуры и должна сохраняться вечно». Такой, пусть и крамольной, но истиной начинается материал эксперта по культурным ценностям, знатока редкой книги – «Сокровища «Юговки» – Татьяны Селезнёвой. Значение Курганской областной универсальной библиотеки им. А.К. Югова или в простонародии «Юговки», отметившей в 2012 году столетней юбилей и работником которой является автор статьи, трудно переоценить. Фонд библиотеки составлен почти 10 тысячами экземпляров редких и ценных изданий на русском и иностранных языках. Среди главных сокровищ – раритеты Шадринской земской и Курганской публичных библиотек, Общества попечения об учащихся и Союза Сибирских Маслодельных артелей, Курганского уездного училища. Отдельную ценность представляет краеведческая литература, признанная национальным достоянием. И конечно, особое значение для фонда библиотеки имеют рукописные и старопечатные книги, вышедшие до 1830 года.

Интересно отметить, что первая библиотека Зауралья связана с именем Дмитрия Мокринского – того самого, что принял монашеский постриг, нарёкся Далматом и основал знаменитый монастырь, носящий впоследствии его имя. Именно в стенах этого монастыря начала формироваться первая библиотека Зауралья.

Тему предыдущей статьи продолжает Марина Корниенко в своём материале «Старинные и редкие книги в фондах курганского областного краеведческого музея». Речь идёт об уникальной коллекции редких печатных изданий первой четверти XVII века, краеведческой литературе вплоть до XX столетия, прижизненных изданий классиков русской литературы, учёных и книг с интересными надписями и экслибрисами (особыми книжными знаками, наклеиваемыми владельцами библиотек на книгу). Издания из фонда редкой книги не просто законсервированы, но активно используются для музейных экспозиций и временных выставок. Марина Корниенко считает, что: «Собрание редких книг можно представить, как некий энергетический источник, который даёт нашему читателю, исследователю, посетителю импульс к творческому переосмыслению культурного наследия России. В книжном многообразии, как в своеобразной панораме, запечатлена духовная жизнь русского народа». На мой взгляд, трудно выразиться лучше и точнее.

Особый интерес представляет материал краеведа Маргариты Муковоз – «Изобразительный язык филейной вышивки». Длительное время предметом научного исследования автора статьи является коллекция филейной вышивки, которая содержится в фондах Курганского областного краеведческого музея. Маргарита Муковоз раскрывает нам информационный потенциал исследуемого предмета, который для большинства посетителей просто скрыт – максимум, на что мы способны, это лишь оценить эстетическую сторону объекта научных изысканий автора статьи. Важнейшим условием успешных исследований служит тотальное погружение исследователя в мельчайшие детали: нюансы техники плетения, у кого заимствованы эти техники, характер узоров, игра с цветовым градиентом, материал, технологии и так далее. Совершенно эксклюзивная тема! Но настоящие открытия начинаются при трактовке данных произведений, когда узоры на филейках складываются и формируют целую систему сакральных смыслов, например, через мифологический контекст или языческую символику, определяя, таким образом, особенности орнамента, как зашифрованное послание! Полагаясь на добытые сведения, автор статьи считает, что главной задачей музейной экспозиции, является не столько стремление вызвать душевно-эмоциональный отклик у посетителя, основанный на эстетической стороне предмета, сколько прочитать зашифрованные смыслы, адресованные нам из прошлого.

Завершается раздел «Единица хранения» материалом двух статей: «Город и горожане в работах курганских фотографов конца XIX – начала XX вв.» и «Филократия в Кургане. Коллекция открытых писем А. Зубарева», принадлежащих авторству курганского культуролога и фотографа – Александра Кулинича. Статьи снабжены эксклюзивными фото. Колоссальное значение фотографии, не только, как особенного, редкого вида искусства, но и как уникального в своей потрясающей визуальной достоверности свидетеля истории неоспоримо. По тысячам снимков, сохранившимся до наших дней, мы конструируем немую, но весьма обширную и эксклюзивно-детальнуюзрительную панораму времён и эпох, которые стали достоянием прошлого и уже никогда не повторятся. Весьма любопытная история развития мастерства зауральской светописи, с её лучшими представителями, интереснейшие детали технологического процесса фотопечати столетней давности, оригинальные нюансы филокартии (области специфического коллекционирования, изучения и систематизации открыток) предложенные в статьях Александром Кулиничем. Всё это вызывает настоящий благоговейный трепет перед фанатичной преданностью фотоделу тех, кто невольно стал проводником важнейшей части Большой Истории, а именно – её визуальной стороны, содержащей массу специфической информации.

Своеобразным тематическим продолжением раздела «Наше наследие» в данном альманахе, является раздел «Судьбы и характеры». Первый же материал, принадлежащий профессору истории Валерию Пунданину, посвящён одной из наиболее трагических страниц русской истории начала XIX века – декабрьскому восстанию 1825 года и, собственно, декабристам, тринадцать из которых были сосланы в Курган в период 1830-1857 гг. Именно об этих «тринадцати» и идёт речь в статье Пунданина «Декабристы в Кургане». Сквозь призму лет, по-разному, можно взглянуть на это вооружённое выступление против самодержавия, подготовленное группой дворян. «Революционными» для своего времени были и выдвигаемые требования, связанные с упразднением самодержавия и отменой крепостного права. Но это с одной стороны. С другой стороны, всякий государственный переворот остаётся, по существу и в значительной мере, террористическим актом, так или иначе подрывающим основы государства – какими бы благими намерениями не диктовались цели. Однако, по сути говоря, данный очерк посвящён не столько кровавым событиям декабря 1825 года, имевшим колоссальный резонанс в российском обществе, мощно повлиявшем на общественно-политическое взгляды масс в правление Николая I, сколько реакционным последствиям, жертвой которых стали 13 декабристов, в разное время проживавших ссыльными в Кургане. Сложившаяся действительность, как беспощадный судья, по-разному распорядилась судьбой осужденных: кто-то жил в бедности, иной принял трагический финал, другой устроил свою жизнь вполне сносно и даже счастливо, некоторым даже удалось вернуть дворянское достоинство. В философском контексте бытия, в котором выдержан очерк, можно сказать, что жизнь продолжается несмотря ни на что. Для потомков важно помнить не только о судьбоносных, так сказать, «пиковых» исторических событиях. Но также и о том, что попадает под беспристрастный молох последствий этих самых исторических событий.

Одноимённый материал о купеческой семье Балакшиных, предложенный историком Александрой Васильевой, продолжает тему раздела, посвящённого силе человеческого духа, силе характера. Действительно, масштаб коммерческого размаха этого купеческого клана впечатляет, и деятельность этой семьи в экономическом развитии Кургана с середины XIX столетия имела капитальное значение.

Правительственный агроном Тобольской губернии, теоретик и практик агрономической науки, ботаник, селекционер, почвовед, географ, этнограф, музеевед, государственный чиновник, педагог, политик, общественный деятель – такое количество сфер деятельности, которую хватило бы и на дюжину других людей, объединял в себе один человек – Николай Лукич Скалозубов. Этому выдающемуся учёному посвящена статья Николая Науменко – «Жизнь и деятельность Николая Скалозубова». Когда читаешь послужной список и количество достижений в таких разных областях науки, и в числе прочего, в области общественной деятельности, человеческий разум отказывается понимать, как это было под силу одному единственному человеку?! Самоотверженная преданность делу, глубокий перфекционизм, исключительная работоспособность и трудолюбие, радение за будущее – главные качества этого исключительного человека. И именно на таких людях реально строится то, что мы условно могли бы назвать «светлым будущим».

Отдельного интереса заслуживает статья «Детские годы Леонида Красина, террориста и дипломата», написанная Анатолием Кузьминым. Интереса в том смысле, насколько неоднозначно сегодня воспринимается эта одиозная историческая фигура, добившаяся наибольших результатов из числа советских курганцев в продвижении по лестнице государственной власти. Насколько, противоречива эта личность в своих деяниях и поступках. Однозначный герой в советское время – член Центрального комитета РСДРП, хороший инженер и управленец (директор московского филиала фирмы «Сименс и Шукерт»), народный комиссар торговли и промышленности РСФСР, народный комиссар путей сообщения РСФСР, народный комиссар внешней торговли РСФСР, и… террорист и душегуб по совместительству известный сегодня – руководитель боевой технической группы при ЦК РСДРП, отвечавшей за финансовую деятельность партии и осуществлявшей военизированные налёты на инкассаторов (со смертельным исходом последних, разумеется), возможный убийца капиталиста Саввы Морозова – того самого, что ежемесячно снабжал Красина суммой в 2000 рублей «на нужды революции». Факты – самая упрямая вещь. Возможны ли рассуждения об искуплении злодеяний даже во имя великой цели? Возможно ли компенсировать прошлые злодейства великими заслугами перед народом? Это серьёзный вопрос нравственной философии, который беспристрастный историк Анатолий Кузьмин оставляет открытым. И, думаю, не случайно этот очерк в данной книге воплощён на красной бумаге, тогда как все остальные материалы – на жёлтой.

В небольшом очерке Анатолия Кузьмина «Сквозная даль Сергея Васильева» читатель может почерпнуть некоторые биографические сведения о семье поэта – выпускнике литературного института им. Горького, участнике драматического ансамбля московской труппы мюзик-холла, военного корреспондента во время Второй мировой войны, лауреате Государственной премии РСФСР за поэму «Достоинство» (о генерале Карбышеве), почётном гражданине города Кургана. Человека, прожившего насыщенную, в том числе и трагическими событиями, яркую и незаурядную жизнь.

В своей статье «Главный хирург» Леонид Витебский представил исключительного интереса материал о Якове Давидовиче Витебском – выдающемся хирурге, профессоре, заслуженном враче РФ, создателе нового научного направления – клапанной гастроэнтерологии. Статья эта примечательна тем, что написана сыном курганского хирурга. И это вносит особый момент в структуру предлагаемого материала, который написан очень живо, горячо и эмоционально. Наряду с выдающимися качествами героя статьи – организаторские способности, педагогические и ораторские навыки, неиссякаемый дух исследователя, предельная честность и прямота – автор материала упоминает и о тех чертах характера, которые далеко не всегда можно назвать положительными. Например, всё та же чрезмерная честность и прямота, не сказать «прямолинейность», как в убеждениях, так и высказываниях часто приносили не самые хорошие результаты. В ряде же случаев отсутствие известной гибкости, принятой считать правилами элементарной дипломатии, служило причиной конфликтов, в том числе с начальством и, возможно, причиной отсутствия тех или иных карьерных успехов. Не все научные замыслы в области клапанной гастроэнтерологии профессора Витебского воплотились в жизнь, но, возможно, идеи выдающегося хирурга, как учёного, существенно обгонявшего своё время, ещё не дождались своего часа и нужно лишь чуть подождать?

Академик, профессор, Герой Социалистического Труда, заслуженный изобретатель РСФСР и СССР Гавриил Абрамович Илизаров, без преувеличения, – хирург-ортопед всех времён и народов. Этот величайший триумфатор неразрешимых некогда проблем в медицине – герой и автор следующего материала «Медицина без скальпеля». Доктор предлагает нашему вниманию автобиографический очерк, посвящённый воспоминаниям из тяжелого детства, непростой юности, но основная тема – врачебное дело, стремление вывести медицину на новую высоту, постановка на вид вопроса помощи безнадёжным больным. Поиск решений и, наконец, находка, прорыв, связанный с изобретением и внедрением в общемировую практику принципиально нового способа сращивания костей при переломах. Технологии, которая позже будет известна всему медицинскому миру под названием «метод чрезкостного остеосинтеза».

Очерк написан очень живо и эмоционально. Меня, как читателя, в этой статье приводят в трепет не только жгучий энтузиазм, увлечение делом, колоссальный гуманизм, гениальность изобретений, но психоэмоциональная сторона, связанная с отдачей благодарных пациентов, огромным уважением коллег, нравственно-духовным возвышением и радостью за эти невероятные успехи, словно они произошли только вчера. Материал статьи обладает мощнейшим духоподъёмным мотивом, наполняет сердце восхищением, великим переосмыслением многих вещей, гордостью за триумф научной мысли, и, человеческой мысли, вообще, гордостью за победу над тем, что ещё недавно считалось безнадёжным случаем!

Вот один из таких духоподъёмных фрагментов: «Продолжая со своими помощниками лечебную и экспериментальную работу, я одновременно завершил подготовку к защите кандидатской диссертации. Свои наблюдения суммировал в труде на 500 страниц. Но защищаться не пришлось. «Учёный совет Пермского медицинского института под председательством профессора Е.А. Вагнера тщательно, всесторонне рассмотрел представленный труд, – сообщалось в печати, – Учитывая большую практическую и научную значимость работы, члены учёного совета тайным голосованием единодушно присвоили соискателю – курганскому врачу Г.А. Илизарову звание не кандидата, а сразу доктора медицинских наук».

Величайший триумф науки и гуманизма!

Курган – провинциальный город. Однако, часто главным «поставщиком» талантов в «большие столицы» является именно провинция. Об одном из таких ярчайших талантов – артисте балета Анатолии Афанасьевиче Григорьеве – речь в статье Анатолия Кузьмина «Русское фуэте на сцене Ковент-Гардена».

Балет – удивительное явление. Очень трудно навскидку вспомнить танцевальное искусство, которое отличалось бы такой строгой, выверенной, отточенной, безукоризненной, и вместе с тем высокоэмоциональной, чувственной, огненно-страстной огранкой. Зритель может только догадываться, какой колоссальный, каторжный и порой жестокий многолетний труд стоит за этой возвышенной красотой. Звезда Анатолия Григорьева вспыхнула на хореографическом небосклоне, точно взрыв сверхновой, озарив не только отечественные, но и зарубежные подмостки. В середине 1980-х гг. артист получил приглашение преподавать в лондонскую Королевскую балетную школу «WhiteLodge», на которое дал согласие, тем более, что с артистической карьерой, если хочешь сохранить здоровье, стоило заканчивать – век балетного артиста, увы, короток. Однако, в качестве выдающегося педагога Григорьев состоялся не меньше, чем в качестве прекрасного артиста. Сочетая в себе несовместимые, кажется, качества – строгость, высокая требовательность и вместе с тем юмор – Григорьев подготовил блестящую плеяду балетных танцоров: Роберт Тюзли, Кристофер Уилдон, Эдвард Уотсон, Мартин Харвей…

Умирая от онкологического недуга, Анатолий Григорьев сказал: «Мне не жалко умирать. У меня сотни учеников, и пока они будут жить – буду жив я. Главное, чем я горжусь, – все мои ученики, в том числе и англичане, при всей их консервативности поняли, что русский балет красивее, совершеннее, чем западноевропейский. И они продолжат те традиции, которым я их научил». Как это повышает дух национальной гордости, не правда ли!

Город Курган известен развитыми литературными традициями. С 1965 года при этом городе состоит Курганская областная писательская организация. Об одном из выдающихся литераторов, состоящим в этой организации, являвшемся её руководителем (1974-1999, 2003-2008), журналисте, прозаике и поэте Иване Павловиче Ягане очерк «След на земле», принадлежащий авторству другого курганского литератора, публициста, прозаика, члена Правления Союза писателей России – Виктора Потанина. Написанный очень душевно и проникновенно, очерк этот формирует представление об отношении ведущих курганских литераторов к нынешнему положению дел не только в литературном пространстве, но и пространстве жизненном, окружающем нас непосредственно, что называется «здесь и сейчас». Круг «вечных проблем», к сожалению, не имеет тенденции раствориться и исчезнуть. Скорее напротив, имеет склонность укрепляться и разрастаться, как раковая опухоль. И потому на литераторов, как ни на кого иного и как никогда возложена ответственная нравственно-духовная миссия. Миссия, при отправлении которой любые ошибки могут стоить дорого. Как никогда дорого. Потому ответственность у современного прозаика, поэта, публициста перед обществом крайне высока. Одним из тех, кому эту миссию, безусловно, можно доверить – герой статьи. Доказательства тому – послужной список и собственно творчество, которое помимо чисто литературного мастерства, просто дышит искренностью, гуманизмом, большой жизненной силой и верой в вечные понятия справедливости и добра.

И снова в этом альманахе нашему вниманию предлагается крупный раздел, посвящённый страницам истории – «Как это было».

Статья Екатерины Тершуковой «Мятежники Царства Польского в Кургане» повествует о непростой судьбе политических ссыльных польского происхождения. Так вышло, что история поляков в Сибири в XIX веке связана именно с политической ссылкой. Массовая ссылка поляков в Сибирь после подавления Польского восстания привела к формированию новой этнической единицы в Кургане. Трагизм положения, удалённость от Родины, схожесть судеб сблизили польских ссыльных с декабристами. Однако поляки сумели сохранить свои национальные традиции и патриотические настроения. При автономном сосуществовании ссыльных поляков (несмотря на массовые ссылки), трудно отметить со стороны последних какое-то существенное культурное влияние на жизнь курганцев или выявить заметный исторический след сосланных подданных Царства Польского в истории Кургана. Тем более что большинство поляков по окончании сроков изгнания, возвратились на Родину. Однако, к концу XIX – началу XX вв. в Кургане сложилась-таки устойчивая польская диаспора, ставшая основой для формирования в городе римско-католической общины. Сложившиеся за годы изгнания семейные и экономические отношения у отдельных ссыльных поляков, заставили последних остаться в России. Со временем влияние польской диаспоры на культурно-историческое положение Кургана было уже не таким незаметным…

Материал Александры Васильевой «Сельскохозяйственная и кустарная выставка 1895 года в Кургане» демонстрирует читателю уровень достижений аграрных, промысловых и ремесленнических отраслей столетней давности. Как отмечалось в первом номере специально приуроченной к этому мероприятию газеты: «Выставка – это доклад местного населения высшему правительству об экономических его нуждах». Очерк весьма интересен чисто исторически, а также с точки зрения культурологической и экономической оценки достижений тогдашнего общества. Оценки динамики развития и роста, опять же экономически и в культурном отношении.

Невозможно представить развитие, особенно интенсивное развитие любого города без средств массовой информации. О зарождении и развитии массовой периодики в начале прошлого столетия повествует материал историка Татьяны Козельчук – «Периодическая печать и курганцы в начале XX века». Любопытные, порой курьёзные сведения, изложенные автором в очерке, рассказывают об истории развития первой местной периодики. Насущные проблемы, политика, хроника и, конечно, куда же без неё – реклама – основные темы тогдашних СМИ. Как видим, в общем и целом, небольшие отличия от современных средств печати. Это, конечно, шутка, однако, важно понимать, что сохранившиеся до наших дней периодические издания – важнейшие исторические, если и не документы, строго говоря, то свидетели, так или иначе отражавшие, как общее настроение и политические тенденции, так и культурно-бытовой уклад. Периодика – это конечно, не секретный архив спецслужб, но «народный» архив, фиксировавший внешнюю сторону жизни, так сказать. И переоценить данное значение СМИ для истории просто невозможно.

Волею судеб частыми гостями Кургана были Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Мстислав Леопольдович Ростропович. О частых визитах этих двух знаменитых гостей, об их дружбе с другим великим человеком – светилом медицины Гавриилом Абрамовичем Илизаровым материал курганского журналиста Вячеслава Аванесова – «Вас хранил весь наш Курган…». Очерк написан трогательно, проникновенно, с великолепным юмором и очень нежно – с большой душевной теплотой. Как говорит автор: «В том, что теперь этот город [Курган] – центр мировой медицины и всероссийской музыкальной славы, есть и частичка их сердец [Илизарова, Шостаковича, Ростроповича]. За это курганцы вечно им благодарны». Курганский же музыкальный колледж носит имя Д.Д. Шостаковича.

Следом представлен раздел, ценнейший культурологически и с точки зрения естествознания – «Путевые записки, дневники».

Первый автор – Пётр Симон Паллас – немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник, представлен фрагментами из книги «Путешествие по разным местам Российского государства», которые касались его посещения Притобольской местности, включая Царёво Городище. Материал предложен с сохранением характерной для своего времени лексики и стилистики.

Отрывок из книги Августа Фридриха Фердинанда фон Коцебу – немецкого литератора, драматурга и журналиста – «Достопамятный год моей жизни» имеет особенный интерес. 10 апреля 1800 года Коцебу выехал из Веймара в Россию, где был обвинён по подозрению в «якобинстве» и выслан в Сибирь (попал в Курган). Очень любопытно наблюдать за эволюциями психологического состояния Августа Коцебу. Привыкший несколько к иной жизни, избалованный лучшим обществом, скучающий литератор предстаёт перед нами несколько высокомерным, надменным человеком, далеко нелестно отзывавшемся как об отдельных представителях высшего общества Кургана, с которыми Коцебу предстояло общаться, так и простолюдинах, с их грубоватыми нравами и манерами. Однако, постепенно «обживаясь» автор не может не отмечать исключительной доброты и широты души тех из курганцев, с кем непосредственно имел отношения. Получив помилование, Коцебу спешит покинуть Курган, но сердце его глубоко тронуто тем, какие проводы устроили курганцы своему знаменитому гостю, искренне привязавшись к последнему.

Воспоминания декабристов Андрея Розена («Поселение в Кургане») и Николая Лорера (из книги «Записки моего времени») ближе к жанру мемуаристики, носят культурологический характер и интересны, прежде всего, именно в этом аспекте – культурологическом, то есть…

Юлиус Наполеон Вильгельм Гартевельд – шведский композитор, дирижёр, фольклорист. Собирая песенно-музыкальный тюремный фольклор в Кургане, композитор написал очерк «Злодей на покое», посвящённый встрече с бывшим «сахалинцем» – отпетым убийцей, грабителем, беглым каторжником, а ныне – мирным, добродушным крестьянином, хозяйственником, радушно встретившим и принявшим гостя (автора очерка «Злодей на покое»). Эта нравственно-духовная метаморфоза бывшего бандита, как внешняя, так и внутренняя, поданная Гартевельдом, кстати, в неоднозначном контексте, прорисована автором с потрясающей не только художественной, но и духовной силой.

Раздел «Малый эпос» знакомит нас с лучшими образцами курганской прозы. В этом альманахе она представлена тремя выдающимися авторами: Всеволодом Ивановым, Алексеем Юговым, Виктором Потаниным. Очень живая, эмоционально-подвижная, если можно так выразиться, с характерным зауральским, чрезвычайно фактурным колоритом проза эта имеет совершенно уникальную самобытность. Последнего момента в особенной степени касается специфическая работа с образами, крайне своеобразными, выписанными слогом, насыщенным некоторой сибирской суровостью что-ли и, в тоже время, нежно, почти любовно. Мастерство работы с художественной тканью у авторов просто филигранное; за лёгкостью восприятия, «народным» таким изложением стоит серьёзный профессиональный авторский труд, при этом проза каждого писателя имеет свой неповторимый индивидуальный почерк. Смысловое – нравственно-духовное насыщение предложенных произведений связано с кругом традиционных человеческих ценностей: способность противостоять жизненным трудностям, не только глобальным, но и житейским, способность ценить малое, человечность и человеколюбие, умение ценить добро и умение творить добро.

Никакая история с её культурным пластом немыслима без фольклорных традиций. Материал Валентины Фёдоровой «Курган в эпическом фольклоре» (раздел «Сибирский фольклор») знакомит нас с весьма оригинальными в своей самобытности образцами зауральского фольклора, отражающего уклад, взаимоотношения, влияние исторических процессов и множество других сопутствующих факторов. Сюжеты о плутах с их остроумием и жизненной смекалкой, известные во многих мифологических системах, присутствуют и в Сибирском фольклоре, но интересно то, что среди прочего мифологизирована личность известного курганского купца, мецената и просто справедливого и щедрого человека – Дмитрия Ивановича Смолина. Работоспособность, справедливость, мудрость, доброта сделали Смолина – человека замечательных нравственных качеств, популярного не только в высших кругах, но и в народе – персонажем курганских сказок – случай, на самом деле, необыкновенной редкости. Что примечательно, сибирский фольклор не донёс до наших дней в мифологизированном виде больше ни одного имени зауральского купца-предпринимателя.

Завершают двадцать третий альманах «Тобольск и вся Сибирь» материалы Анны Люцидарской и Ивана Хлебосолова, посвящённые истории сибирской кухни. Оформившаяся под влиянием древнерусской кухни, сибирская кухня имеет определённые особенности и колорит, также весьма оригинальным образом характеризующие комплексное представление о культурном развитии Сибирского региона в целом и Притоболья в частности. Наряду, с традиционными, то есть привычными для российского обывателя центральной и западной России рецептами блюд, упоминается и об очень экзотичных: «Чай из чаги», «Запеканка с черемшой», «Реска». Вообще, как считает Анна Люцидарская: «Пища, как необходимый элемент культуры жизнеобеспечения этноса, представляет интересный объект для экологических исследований. Система питания позволяет судить об адаптации этноса к определённым зонам проживания». Трудно не согласиться!..

Завершая обзор двадцать третьего альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Курган», хочется «снять шляпу» перед генеральным директором издательского проекта Аркадием Григорьевичем Елфимовым и всеми участниками данного проекта, осуществившими такую титаническую работу в наилучшем духе перфекционизма. Столь объёмный, солидно-тяжёлый и очень красивый том очередного альманаха, который, безусловно, станет украшением любой библиографической коллекции, событие не только для курганцев, событие не только для истории, как науки. Это событие человеческого характера, демонстрирующее упорство в стремлении постичь свои истоки и эти истоки донести до масс – до народа, безусловно обогатив благодарных читателей нравственно и духовно.

Примечателен тот факт, что знакомясь с материалами данного издания, временами забываешь о том, что это, прежде всего, публицистическое издание. Концепция альманаха выстроена так, словно бы имеешь дело с художественным романом. Герои многих статей, которых никогда не видел близко, стали словно близкими людьми. И тем занятнее (не знаю, входило ли это в замысел создателей данного проекта), что ощущение «художественного романа» во многом поддерживалось фактом неоднократного пересечения «действующих лиц» альманаха в разных статьях и пересечения, порой, самого причудливого и оригинального. Удивительной и замечательной атмосферы вышла книга! Катарсис!

Челябинск

7.1.2015