Аркадий Григорьевич Елфимов – заказывает экслибрисы для своих книг у лучших мастеров России. Недавно был издан каталог личных книжных знаков, который вызвал большой интерес в художественных кругах, а в Омске и Москве открылись выставки книжных знаков для огромной библиотеки известного сибирского издателя, руководителя Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска».
Есть область изобразительного искусства, которую не минул почти что ни один серьёзный гравюр – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя, ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева, Фаворский. Это – экслибрис, небольшая гравюра, личный знак собственника книги. Экслибрис отнюдь не предназначается для широкого распространения. Их путь короток – от гравюра к заказчику.
Аркадий Елфимов не считает себя коллекционером экслибрисов, тем не менее, за последние неполные двадцать лет для его личной библиотеки было выполнено уже более 120 авторских художественных книжных знаков, каждый из которых – произведение высокого искусства.
Председатель совета некоммерческого партнёрства «Общенациональное общество любителей экслибриса и графики» Владимир Воропанов подчёркивает, что увлечение Аркадия Елфимова – не завершённый, а активно развивающийся творческий процесс, который поддерживает и раскрывает искусство талантливых современных художников.
Отличительной особенностью коллекции книжных знаков, считает Воропанов, выполненных для Аркадия Елфимова, является ее «образно-тематическое единство, особая сквозная линия историко-героического, фольклорно-сказочного, прямо скажем, душеподъемного восприятия мира». Это старина архитектуры древнего Тобольска, образы сибирских «гениев места» протопопа Аввакума, казачьего атамана Ермака, картографа Семена Ремезова, писателя Петра Ершова, композитора Александра Алябьева, сибирского ссыльного романиста Федора Достоевского, художника Василия Сурикова. Осознанный русский народный тематизм экслибрисов раскрывается в целой сюите гравюр по мотивам стихотворной сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок», в развернутых сценах и фрагментах фольклорных праздников, обрядов и обычаев.
Работающие с Елфимовым над книжными знаками более 60 художников представляют в России не только Москву и Санкт-Петербург, но и Красноярск, Тюмень, Нижний Тагил и Магнитогорск, Уфу и Иркутск, Хабаровск, Новороссийск и Вологду, а также Украину, Беларусь, Молдову и Чехию, Израиль и США.
«Аркадий Григорьевич Елфимов из Тобольска – видный деятель российского культурно-просветительского и экслибрисного движения. Особенно важно, что это не завершенный, а активно развивающийся творческий процесс. А значит, будут заказаны новые книжные знаки для его библиотеки, что поддерживает и раскрывает искусство талантливых современных художников», – уверен Владимир Воропанов.
Итак, 6 мая в Омском музее изобразительных искусств им М. Врубеля открылась очередная выставка книжных знаков для библиотеки А.Г. Елфимова. Очередная – потому что подобные уже состоялись в Тобольске и Тюмени, и приурочены они были к 65-летию председателя президиума Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска».
На открытии присутствовали известные омские литераторы, искусствоведы, художники, общественные деятели, студенты вузов «третьей столицы», как иногда называют Омск, памятуя о том, что в своё время из этого города управлялось до 1/3 территории Российской Империи, а в 1918–1920 гг. здесь располагалась ставка Верховного правителя России А.В. Колчака.
Но Омск по праву считается одним из главных культурных центров Сибири, причём таковым он стал в годы руководства областью Л.К. Полежаевым, в настоящее время возглавляющим региональный общественный фонд «Духовное наследие», и, кстати говоря, Музей изобразительных искусств им. М. Врубеля в своём нынешнем виде – это, во многом, детище самого Леонида Константиновича.
Естественно, что Л.К. Полежаев присутствовал на открытии выставки и сказал немало тёплых слов о подвижнической деятельности руководителя фонда «Возрождение Тобольска», о сотрудничестве с ним, в результате чего на свет уже появилась книга, посвящённая истории старинного сибирского города Тары, а также уникальный пятитомник «Сибиряки и Победа».
Желающих высказаться было немало, тем более, Омск за последние годы стал, пожалуй, одним из самых посещаемых Елфимовым городов Сибири, причём эти поездки имеют самый что ни на есть практический смысл: здесь Аркадий Григорьевич обрёл не только многочисленных друзей, но и помощников, изданы книги об Омске и, как было уже сказано, о Таре, двухтомный Словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв.» (составитель – омский искусствовед Владимир Чирков), готовятся у выходу книга альманаха «Тобольск и вся Сибирь», посвящённая 300-летию Омска, фолиант «30 имён омской истории», поэтическая антология «Поэзия белой столицы» (в содружестве с фондом «Духовное наследие» Л.К. Полежаева).
Директор музея Ю.В. Трофимов, всегда радушно встречающий высокого гостя из Тобольска, с радостью откликающийся на любые инициативы А.Г. Елфимова о сотрудничестве, отметил:
– Каждый из представленных экспонатов посвящен не только человеку-созидателю Аркадию Елфимову, но и славному городу Тобольску, известным деятелям культуры и искусства, жемчужинам литературы. Когда держишь в руках изданные им историко-краеведческие альманахи о городах Сибири, альбомы о художниках края, книги писателей, уникальные авторские и редкие по качеству печатные увражи-фолианты, наполняешься гордостью за высокие общественные деяния своих современников и верой в действительное возрождение высоких идеалов родной национальной культуры.
Сам Аркадий Григорьевич, по своему обыкновению, был скромен и афористичен:
– Блок говорил о том, что «нас всех подстерегает случай». А Пастернак потом дополнил – «и чем случайней, тем верней». Вспоминаются и слова Анатоля Франса: «Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем». Кстати, сегодня, заглядывая в прошлое, я склонен некоторые события, ранее казавшиеся случайными, рассматривать как божественное провидение. Меня такой случай настиг ещё в молодости. Тогда я только-только окончил инженерно-строительный институт. Тогда же стал собирать библиотеку. А заглянув в недавно открытую Тюменскую картинную галерею, встретился с удивительным человеком. Директором галереи был тогда Семён Ивенский – искусствовед, музейщик. Один из лучших специалистов по экслибрису, обладатель великолепного их собрания, одного из крупнейших в мире. Однажды Семён Георгиевич организовал в галерее выставку своих книжных знаков. Мне тогда запали в душу слова одной посетительницы экспозиции. Она сказала, что надо свою жизнь окружать не только утилитарными предметами, но и высокохудожественными вещами.
С тех пор я начал мечтать, чтобы и у моей библиотеки был свой экслибрис.
Реальные черты эта мечта начала приобретать, когда А.Г. Елфимов занялся издательской деятельностью и получил несколько экслибрисов в подарок от знакомых художников. Первый обдуманный заказ Аркадий Григорьевич сделал ведущему графику России Михаилу Верхоланцеву. За ним последовали и другие.
Несколько лет назад Елфимов решился выпустить первый небольшой каталог своих экслибрисов. Скромным тиражом – 300 экземпляров.
– И от этого издания, как от камня, пошли круги по воде! Появились новые знакомства с коллекционерами, художниками. Мир стал расширяться в сторону художественной жизни. Пополнялась и моя коллекция. Как правило, заказывая художнику книжный знак, коллекционер задаёт тему, утверждает эскизы, – рассказал об особенностях дела Аркадий Григорьевич. – Долгая история... У меня нет времени заниматься этим. Я предлагаю мастерам творить свободно, черпая информацию обо мне и моём фонде в Интернете.
И нет предпосылок к тому, что коллекция экслибрисов Елфимова не будет пополняться, правда, немало из них уже подарено различным музеям страны…
Когда в Омске открывалась выставка книжных знаков из коллекции А.Г. Елфимова, уже было известно, что решением Президиума Российской академии художеств председатель президиума Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» удостоен звания Почётного академика Российской Академии художеств за значительный вклад в развитие российской культуры.
12 мая в Москве, в рамках проведения Международного форума «Мировая культура как ресурс устойчивого развития», президент Российской Академии художеств Зураб Церетели облачил Аркадия Григорьевича в академическую мантию, являющуюся символом принадлежности к сообществу самых выдающихся деятелей отечественного искусства, и в этот же день в Музее экслибриса и миниатюрной книги на ул. Пушечная открылась выставка коллекции книжных знаков уже Почётного академика РАХ А.Г. Елфимова.
Высокий статус гостей свидетельствовал о том, каким уважением и вниманием пользуется подвижническая деятельность А.Г. Елфимова и руководимой им благотворительной организации. Среди присутствующих и выступающих – выдающийся фотохудожник П.П. Кривцов, искусствовед музеев Московского кремля, президент Российской государственной библиотеки В.В. Фёдоров, президент Международного общества Ф.М. Достоевского В.Н. Захаров, первый секретарь правления Союза писателей России Г.В. Иванов, заведующий отделом рукописей Российской государственной библиотеки, доктор исторических наук В.Ф. Молчанов, выдающийся скульптор М.В. Переяславец, вице-президент Ассоциации книгоиздателей России О.В. Филимонов, писатели, художники, меценаты, историки, общественные деятели…
Открывали выставку главный художник издательства «Пашков дом» Российской государственной библиотеки, президент Российской ассоциации экслибриса Международного союза книголюбов В.В. Покатов и директор Музея экслибриса и миниатюрной книги Л.В. Шустрова.
Да, многое было сказано об уникальном собрании Аркадия Елфимова – как о самобытном, оригинальном, выдающемся художественном материале, имеющем целостное историко-тематическое и образно-стилистическое решение в работах ведущих современных мастеров, о том, что деятельность этого незаурядного сибирского собирателя даёт сейчас российскому экслибрису новое дыхание. Но ещё больше говорилось о главенствующей роли культуры в сохранении и развитии государства, о том значительном месте, какое занимает в ней основатель и бессменный руководитель благотворительной организации, не имеющей, пожалуй, аналогов в сегодняшней России.
Потому-то своеобразным апофеозом события, состоявшегося 12 мая 2015 года в Музее экслибриса и миниатюрной книги, стало вручение А.Г. Елфимову Национальной премии «Лучшие издательства года – 2014» (номинация «Издательская деятельность»), учреждённой Российской государственной библиотекой, Русским биографическим институтом, Культурно-просветительским центром «Орден» и «Литературной газетой» (премию вручил президент РГБ В.В. Фёдоров).
«В эпохи кризисов великих культур, – писал русский историк И. М. Гревс, – особенно остро пробуждается сознание содержащихся в них духовных ценностей, особенно ярко поднимается чувство любви к ним и вместе с тем желание и жажда хранить и защищать… Когда колеблется жизненность великой культуры, сердце невольно влечётся погрузиться в неё, лучше её разгадать, слиться с нею теснее».
Вот с такой «жаждой хранить и защищать» живёт и Аркадий Елфимов, недавно отметивший свой шестидесятипятилетний юбилей.
Ю. Петров и по материалам СМИ