Чудеса в серебре
Тобольское серебро. Из коллекции Д. А. Мизгулина. Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2015 – 168 с.
И в бытовой повседневности, и в высоком священнодействе люди всегда использовали множество предметов из этого необычного металла. Его мягкий, белый, словно бы солнечно-зимний блеск таит в себе праздник, лёгкую радость, особую красоту. Серебро – один из значимых и, пожалуй, самых загадочных металлов. Изделия из него ценны сами по себе, а если это ещё и произведения искусства со своей историей и со своей тайной… Может быть, поэтому от сибирских мастеров осталось нам в наследство множество серебряных вещей и вещиц – как в крупнейших музеях России, так и в частных коллекциях.
Уникальный альбом «Тобольское серебро», который рассказывает об истории русского серебряного дела и «серебряной» коллекции поэта и подвижника Дмитрия Мизгулина, вышел десятой книгой в серии «Сибирский художественный музей». Сама эта серия, рассказывающая о художниках-творцах Сибирского края, уже давно пользуется популярностью у искушённых коллекционеров-читателей. Новое издание, повествующее о сибирском серебряном деле, выделяется и особым дизайном (поскольку и предмет, представляемый на его страницах, особенный) и подробными рассказами об истории тобольского серебра, об уникальной коллекции и подвижнической деятельности её нынешнего владельца.
Сибирское, тобольское серебро по праву вошло в коллекции ведущих русских музеев и сокровищниц России. Даже беглый взгляд на вполне, казалось бы, бытовые предметы – чарки, чайники, ларцы, щипцы для сахара, блюдца – может обнаружить столько тончайшей красоты, призванной служить изысканным украшением обычной повседневности! А серебряные оклады икон своим цветочным орнаментом, тончайшей прорисовкой драпировок, выразительностью пластики фигур приближают нас, созерцающих это чудо, к космосу русского духа.
«В России великое кроется и в малом: в самой небольшой деревеньке, в самом невеликом городке таится порой такой созидательный дар и с такой силой раскрывается творческий гений русского человека, что впору удивиться самому взыскательному европейцу» – пишет о русских художественных ремёслах автор одной из статей книги писатель Игорь Изборцев.
Нам нельзя забывать о том, что красота – одна из верных спутниц истины. Уже несколько десятилетий в условиях жёсткой культурной войны, неостановимой западной экспансии насаждается и нагнетается в России комплекс неполноценности: и история-то у нас не та, какая нужно, и сами-то мы не такие, как весь цивилизованный свет – дикари, разбойники, лодыри, и искусство хорошо бы выравнивать по западному образцу… А на русскую провинцию этот гнёт, в общем, приходится вдвойне и более: дескать, в столицах ещё туда-сюда, хоть криво, но подстроились, но уж за МКАДом и жизни-то вроде как нет…
Было бы пошлейшей неблагодарностью по отношению к нашим славным предкам и героической нашей истории признать эти измышления за истину, а ведь – будем честны – многие же и принимают это, и повторяют, и мучаются собственным несоответствием чужим обманным меркам… Но спутница истины – красота – не покидает нас, не растрачивается, пройдя сквозь века и века, она по-прежнему очаровывает взоры и сердца, рассказывает всем о том, как гармоничен русский мир, как чиста его душа и как верна его память.
Книга о тобольском серебре – рассказ о судьбе русской красоты в истории и в наши дни. Все разносторонние материалы книги объединены в цельный сюжет – не литературный, но прежде всего общественно-исторический – двумя уникальными личностями, сибирскими подвижниками культуры: Дмитрием Мизгулиным, владельцем и хранителем коллекции, и Аркадием Елфимовым, в своё время положившим начало серебряному сибирскому «собранию», а сейчас выступившим в роли издателя уникального альбома.
Говоря об издании, нельзя не сказать об этих людях, благодаря которым огромные пласты сибирской культуры становятся сегодня общенациональным достоянием и укрепляют русский дух, а в конечном итоге и саму русскую государственность. Укрепляют, потому что утверждают: народ, создавший такую высокую красоту, может не оглядываться на чужие высокомерные суждения, и уж тем более не должен испытывать комплекс неполноценности ни перед Западом, ни перед Востоком – ни перед кем. Русская красота самобытна, многогранна, самодостаточна, её нужно только хранить, открывая для чистых взоров, но сберегая от поругания.
Альбом даёт пищу для ума читателям самой разной направленности: для тех, кто интересуется историей серебряного дела в Сибири, есть подробная вступительная статья Игоря Изборцева «Рукотворное русское чудо, или История одной коллекции». По его словам, «изделия тобольских серебряников позволяют сделать вывод о том, насколько самобытно и талантливо на протяжении столетий развивалось художественное делание серебряных дел мастеров в Тобольске, ставшем в ту пору столицей огромной территории, где сливались воедино западные и восточные стили, рождались новые формы работы с серебром...»
Эти мысли дополняет ярко эмоциональная и в то же время строго научная статья известного российского искусствоведа Инны Костиной «О коллекции тобольского серебра Дмитрия Мизгулина». Здесь можно прочесть много интересного о законах удивительной «серебряной красоты».
Вот как Костина описывает один из предметов коллекции: «Эту тарелочку можно рассматривать бесконечно, так она хороша. Два охотника в национальной одежде, готовые спустить тетиву лука со стрелой, очаровательные олени с опущенными мордами в поисках травы, которая перед ними, прелестная собака с поднятыми ушками и дугообразным хвостом, пейзаж с горками, хвойными и лиственными деревьями, летящими птицами. И ещё простенький орнамент по краю борта. А ширина борта всего 2 см...»
Для ценителей поэзии познавательными в книге будут работы о личности и творчестве поэта – владельца коллекции. Особый интерес вызывает статья поэта о поэте – Юрий Перминов назвал её «Духоподъёмное поле Дмитрия Мизгулина». Он пишет: «…Безусловно то, что жизнь – это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте, жить только наследием прошлого столетия. Но мы – люди, вступившие в новый век, – не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать многовековые традиции, перечёркивать тысячи лет истории, на ошибках которой следовало бы учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. С изменением образа жизни изменились нравы, а с изменением нравов – всё тревожнее за человека…»
И в качестве примера гражданской позиции поэта Дмитрия Мизгулина Перминов приводит его активную деятельность по сохранению истории и культуры, развитию современной литературы: «Во всяком случае, он один из немногих, кто противостоит наползающей катастрофе Духа, и поэт говорит нам, не утаивая и личной правды: «Жизнь прожил, переживая, // И чужую нёс вину; // Бился, устали не зная, // За друзей и за страну. // Хорошо ли жил ли, плохо – // На виду у всех людей. // Пережил свою эпоху, // Пережил её вождей. // Продавали, предавали, // Улетали в никуда… // Только я в такие дали // Не стремился никогда. // Наливаю жизнь до края // И, захлебываясь, пью, // И, за всё переживая, // Проживаю жизнь свою…»
Писатель и философ Игорь Изборцев в статье «Взыскующий града Небесного, или Духовные горизонты поэта Дмитрия Мизгулина» рассказывает о бытийных и философских основаниях его творчества, приводит многочисленные высказывания самого поэта, его размышления о времени и культуре: «В Евангелии написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Поэтому на писателе лежит большая ответственность за то, как он использует свой талант. Очень значима и важна нравственная составляющая творчества. Стране нужны нравственные авторитеты, которым можно и нужно подражать. Народ должен иметь мифы, верить в них и иметь героев. Если это изымается из жизни, то и жизнь обедняется, теряет полноценность. Так в Церкви между Богом и нами лежит святое предание, жития святых, то есть высокие образцы жизни по-божески. Убери их – и как тогда жить? На кого равняться? В советское время литература создавала высокие образы человека труда, человека воинского долга, молодёжь росла на примерах их подвигов. И государство всячески способствовало укреплению в умах этих положительных образов человека. За трудовые заслуги награждали Орденом Трудового Красного Знамени, за боевые – Орденом Боевого Красного Знамени. А сегодня за воинский подвиг и за исполнение песни на эстраде дают одну и ту же награду. Не унижает ли
это защитников Отечества, рискующих жизнью на войне? Да что там говорить! В героях у нас сегодня ходят артисты, менты и бандиты, других героев нет…»
Так на страницах книги соседствуют и дополняют друг друга рассказы о красоте и вечные поиски истины – нравственных оснований бытия. Это ли не свидетельство полноты существования, устойчивости русской культуры, проявляющей себя и в серебряном деле, и в поэзии, и в общественном подвижничестве?
А для тех, кто интересуется историей серебра и сакральным смыслом его в культуре, в финале книги размещена статья редактора издания Нины Ягодинцевой «Серебро: красота и тайна»: «Серебро – один из самых загадочных металлов, тайны которого разгадывают не только поэты, романтики и мистики – но и учёные. Из глубины веков к нам пришли поверья, что серебро не просто украшает быт человека – оно оберегает, очищает, оздоравливает. В древности этот драгоценный металл считали священным и способным освящать всё, к чему он прикасается. Свидетельствовали, что серебро способно излечивать болезни и раны, и приписывали ему свойство изгонять всё «нечистое», омолаживать тело и облагораживать душу человека. В культурных традициях всех народов серебро играло важную роль, и практически у всех названий этого металла на разных языках есть общий смысл: серебряный – значит «белый», «чистый», «лунный». И если за «солнечным» золотом, при всей его драгоценности, так или иначе всё равно встаёт тень тёмных человеческих страстей, стяжательства, накопительства, которые его сопровождают, то серебро во всех исторических перипетиях остаётся светлым, лёгким, дарящим красоту, свободную от страстей…»
И, конечно, заворожат всех читателей – и художников, и поэтов, и философов – удивительные иллюстрации, на которых искусство русских мастеров серебряного дела можно рассмотреть в тончайших деталях.
Дизайнеры книги Геннадий и Елена Метченко – отец и дочь – признанные мастера книжного дела. Каждый предмет серебряной коллекции они сумели подать так, что мы видим его как бы в объёме. Изображения детальные, увеличение и уменьшение масштаба, размещение в определённом контексте и на особенном фоне – все эти приёмы создают возможность наиболее полного восприятия сибирских серебряных сокровищ.
Эта книга займёт достойное место на полках ведущих библиотек. Главное – чтобы её почаще брали в руки, раскрывали – и погружались в мир удивительной русской красоты быта и духа те, кому нести дальше в истории эстафету красоты, добра и истины русского сибирского мира.
Нина Никонорова,
Челябинск